12-13 июля прокатился на велосипеде по маршруту Елец — Лебедянь — Данков. Изначально планировался поход от Ельца вдоль Дона до Новомосковска / Тулы, но реальность внесла свои коррективы. Фото частично сделаны на телефон.
День 1. Елец — Красное — окрестности Лебедяни
Выезжал из Москвы поездом поздно вечером в субботу, велосипед сдавал в багажное купе, никаких проблем не было. Сам ехал в плацкарте. В моём отсеке ехал человек со складным электровелом до Липецка. В Ельце в 8 утра, уже было жарко. Забрал вел, быстро собрал и выехал.
Только выехал на Задонскую улицу, как поймал ТГМ23Д 48-171 на подъездных путях к станции Елец:
В центр города ехал через Каракумский мост, с него открывается неплохой вид:
Вознесенский собор:
Церковь Архангела Михаила и Преображенская церковь:
От моста крутой подъём к Успенской церкви, построена в 1829 году:
По улицам Ленина и Свердлова доехал до сквера имени Бунина с памятником:
Тут же, в сквере установлены Елецкие куранты из водонапорной башни. Башня построена в 1868 году, часы установлены в 1975 г.:
Через перекрёсток расположен Художественный отдел краеведческого музея:
Вид Советской улицы в сторону Успенской церкви:
Картина на стене здания гостиницы «Винтаж»:
Площадь Ленина и торговый центр «Дом торговли»:
Та же площадь с другой стороны, Дом пионеров и типография:
Скатился на Октябрьскую улицу, на перекрёстке с Кооперативной Пенсионный фонд:
Храм Михаила Архангела, построен в 18-19 веках, сейчас реставрируется:
Храм Преображения Господня, 1771 год:
Октябрьская улица:
Красная площадь, памятник к 850-летней годовщине основания города Ельца. Установлен в 1996 году, выполнен по проекту архитектора А. А. Шашина, скульптор Н. А. Кравченко:
Красная площадь, стела «Елец — город воинской славы», колледж искусств им. Хренникова:
Вознесенский кафедральный собор — каменный двухэтажный собор в русско-византийском стиле, построен по проекту К. А. Тона в 1845-1889 годах:
От собора спускаюсь по улице Шевченко, храм Введения Пресвятой Богородицы во храм — стпарейшая каменнай церковь в городе, построенная в 1740-1761 годах:
Спускаюсь ещё ниже, пересекаю крутой овраг и тяжко вкручиваю в подъём по Аргамаченской улице. Наверху храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1768-1789 годах:
Выезжаю на дорогу в сторону Лебедяни, почти на выезде из города «Пятёрочка», завтракаю, закупаюсь водой. Магазинов по дороге ожидается много, но и жарковато. Был уверен, что в каждом селе еть «Магнит», но нет — в каждом селе есть «Пятёрочка», «Магнитов» очень мало почему-то.
Из-за жары и т.к. поехал один, решил изменить маршрут в сторону ознакмления со станциями на ветке Елец — Лев Толстой, по которой нет пассажирского сообщения. Изначально, трек пролегал ближе к реке.
В районе пересечения с М4 дорога проходит близко к реке Сосна, но берега крутые и все сходы заняты отдыхающими, еду дальше. В Трубицыно увидел такой «журавль»:
Следующее село Талица, на въезде «Пятёрка», заезжаю охладиться. Рядом свежеоткрытое заведение «Елецкий крафт», но не заходил, от соблазна. С утра пить не хотел, да и ехать, а катать весь день бессмысленно. Тут же находится станция (видимо, уже бывшая) Талица-Елецкая. Вокзал обшит сайдингом и законсервирован:
Рядом типичная для этих мест водонапорка:
Руины храма Троицы Живоначальной, построенного между 1861 и 1882 годами и велодорожка )))
Рядом действующая церковь Казанской иконы Божией Матери не ранее 1780 года постройки:
Здесь же скатился на берег искупаться, немного освежился в реке Сосне.
Также тут я свернул с трека, который шёл направо в Сергиевку и дальше полями до моста через Дон в Лесках, где я на него вернулся. Выехал на дорогу на Красное. Жара усилилась, ехалось не очень, особенно вверх. В районе Верхнедрезгалово отдыхал почти час на остановке в тени, полегчало. Поехал дальше, тут же навстречу попался велотурист, поздоровались. Потихоньку дотянул до райцентра Красное.
На окраине правильная остановка:
Но самого пивзавода уже, похоже, нет, к сожалению. Зато есть памятник трактору Т74:
И слоны с водонапорной башней:
Вокзал станции Лутошкино, используется как автовокзал:
Памятник воинам-интернационалистам в виде БМП:
Дальше опять «Пятёрочка» — отдохнуть, и центр села. Красная площадь, центр занятости, Владимирская церковь, администрация района:
Из Красного через Бредихино, Машенино еду в Лески, где находится станция Рождество:
На станции стоят вагоны, недалеко есть карьер, видимо работает. Рядом часовня Рождества Христова, построенная в 2010 году:
Традиционная водонапорка:
Заехал под мост через Дон искупаться и отдохнуть в теньке:
От моста мимо Куликовок в посёлок Сахарного завода. Завод работает, много вагонов стоит, свежепокрашенный тепловоз. В магазине местной торговой сети закупился на ужин и завтрак. За посёлком — станция Красивая Меча:
За селом Большое Попово ушёл на грунтовку вдоль Дона в сторону Лебедяни к предполагаемому месту ночлега. Место вполне себя оправдало:
Песчаный пляжик, кувшинки, далеко от деревень. На соседнем пляже стояла компания на машинах с лагерем, но они вечером уехали.
За день проехал 82 км.
День 2. Лебедянь, Данков, приключения
Переночевал нормально, утром уже затянуло тучами, и даже громыхало, но прошло стороной. Быстро собрался и поехал в Лебедянь, чтобы проскочить грунты по сухому. Пара километров полей и вот уже Покрово-Казацкая слобода, которая вплотную примыкает к Лебедяни.
Памятник природы Лебедянский девон расположен на правобережном крутом возвышенном коренном склоне долины р. Дон, носящем название Тяпкина гора, рядом с историческим центром города Лебедянь:
Заехал посмотреть станцию Лебедянь:
От вокзала вернулся к Дону и снял Тяпкину гору и купола Старо-Казанского собора с Казённого моста, ныне пешеходного, рядом построили новый мост для автомобилей:
На треугольнике улиц стоит храм Рождества Богородицы — один из старейших в Лебедяни, последнее здание построено в начале 18 века:
Вкручиваю в гору в Саро-Казанскому собору, он же собор Казанской Иконы Божией Матери. Построен между 1768 и 1771 годами:
Немного нейминга. Вроде ТЦ «Щука», а флюгер в виде осетра? Пивбар «Богатырский аппетит». Могут же люди:
Рядом рынок и кафедральный Собор Казанской Иконы Божией Матери, 1835 год:
Пешеходная часть улицы Мира и фонтан:
Отсюда еду по Советской улице о выезда из города в сторону Старого Ракитино. На окраине находится Свято-Троицкий епархиальный женский монастырь, внутрь не заходил, т.к. был не очень прилично одет для таких мест, а одеваться было лень.
От входа тоже ничего не видно. Дальше поехал в сторону Данкова полями. До СЕТ «Строймаш» асфальт, дальше отсыпанная щебнем дорога, переходящая в грунтовку, между асфальтом и щебнем было пару метров жидкого чернозёма и он, естественно, налип. На щебне слегка поотваливался, но на низком мосту через Дон у Ольховца долго отмывал, благо была возможность зайти в воду. Местный житель пришёл:
И ещё пара рыбаков было. От Ольховца нудный асфальт до Данкова. Знак Данковского района в виде башни Шухова, которая стоит в Полибино:
В Данкове уже бывал во время первой попытки проехать вдоль РУЖД: https://edem-na.ru/bogoyavlensk-kurkino-ruzhd/. Сейчас заехал в город с другой стороны по улицам Дорожной, Суворова, Чкалова. Церковь Рождества Христова, 1910 год:
Покровский монастырь, по преданию, в 16 веке боярином Тепленевым-Оболенским, который, скрывался здесь от опалы Иоанна Грозного, положил начало обители и сам принял иночество с именем Романа. Сейчас монастырь восстанавливается:
Церковь великомученика Дмитрия Солунского, год постройки между 1760 и 1808, ныне краеведческий музей:
Площадь Ленина, стела, автобус ГАЗ:
Памятник Ленину, сцена:
Собор Тихвинской иконы Божией Матери, строился с 1861 по 1878 год:
Георгиевская церковь (ранее Никольская), построена в 1857-1872 годах:
ИЗ Данкова планировал ехать через Бигильдино, Долгое, Верхнюю Павловку в Полибино и там ночевать, но на этом маршруте есть грунтовый участок, и обещали дожди, поэтому поехал асфальтом через Политово, Берёзовку. До Берёзовки по этой дороге ездил также во время похода по РУЖД в 2015 году (см сыылку выше). В Яхонтово на остановке обедал, читал трогательное объявление о пропаже кошки Буси:
Храм Троицы Живоначальной в Малинках, 1909 год:
В районе Политово начался дождь, не сильный. И приключения. На подъёме от Еропкино спустило переднее колесо, дотянул до перекрёстка, прокола не нашёл, проверил покрышку, поставил новую камеру, вроде всё нормально, и поехал дальше. В деревне Осиновые Прудки колесо опять спустило, решил дальше не ехать, т.к. Полибино — тупик, и вернуться в Берёзовку, а оттуда эвакуироваться в Данков и дальше в Москву. Подкачал колесо и поехал назад. Кое-как дотянул до Берёзовки.
В Полибино и Берёзовке я был ещё и во время второго похода по РУЖД в 2018 году — https://edem-na.ru/ruzhd-2018/, поэтому не особо расстроился, что не попал в Полибино, но посетить его стоит. Там находится дворец Нечаева-Мальцова и первая башня Шухова.
В Берёзовке в магазине спросил насчёт трансфера, но неудачно. Обзвонил все Данковские такси — ни у кого не оказалось машин-универсалов. Заказал билет на автобус Липецк-Данков-Москва отправлением в 23:50, был пятый час дня, поэтому время на поиск транспорта в Данков было. Отдохнул, решил более тщательно осмотреть покрышку, благо была остановка и дождь закончился. Нашел пару дырок, заклеил, поставил последнюю камеру, обмотал для надёжности скотчем и стяжками слабые места. В процессе ремонта подъехал мотоциклист и спросил не надо ли чего. Потом ещё велосипедист Саша подъехал, поговорили, оставил телефон, сказал, что если прям совсем не уеду, то отвезёт.
Собрал вел и поехал назад в Данков. Но, увы, в Политово опять тоже самое. Походил по деревне, поспрашивал насчёт машины. Тоже глухо. В итоге застопил рейсовый автобус местных линий, который и довёз меня в Данков. Спасибо ему! В итоге во второй день накатал ок. 97 км, навигатор записал суммарно 168 км до Берёзовки и там вырубился. 168-82 = 86 + 11 км от Берёзовки до Политово, итого — 97 км.
В Данкове провёл часа 4 в ожидании, сходил на речку оттереться, и сидел в парке у места остановки автобуса. К отправлению собралось довольно много народа. Автобус оказался двухэтажным, и багажное отделение у него сзади в виде небольшого отсека, но, к счастью, удалось запихать сложенный в чехол вел и рюкзак, немного тетриса сумками и чемоданами)))
Автобус шёл до автостанции у м. Варшавская, но первая остановка у м. Каширская. Вышел там, т.к. всё-равно пришлось вытаскиваь вещи, да и обнаружил, что есть 908 автобус до м. Минская у Москвы-Сортировочной. Ранее думал дойти до МЦК и ехать по нему до Кутузовской и так же идти на Сортировку. Но вариант с автобусом был гораздо удобнее. Дальше уже всё просто — электричка-дом.
Такой вот скрепно-железнодорожный тур получился. ))