Велопоход Елец — Данков

12-13 июля прокатился на велосипеде по маршруту Елец — Лебедянь — Данков. Изначально планировался поход от Ельца вдоль Дона до Новомосковска / Тулы, но реальность внесла свои коррективы. Фото частично сделаны на телефон.

День 1. Елец — Красное — окрестности Лебедяни

Выезжал из Москвы поездом поздно вечером в субботу, велосипед сдавал в багажное купе, никаких проблем не было. Сам ехал в плацкарте. В моём отсеке ехал человек со складным электровелом до Липецка. В Ельце в 8 утра, уже было жарко. Забрал вел, быстро собрал и выехал.

Собранный велосипед в Ельце

Только выехал на Задонскую улицу, как поймал ТГМ23Д 48-171 на подъездных путях к станции Елец:

ТГМ23Д 48-171 на станции Елец

В центр города ехал через Каракумский мост, с него открывается неплохой вид:

Вид на центр Ельца с Каракумского моста

Вознесенский собор:

Вознесенский собор, Елец

Церковь Архангела Михаила и Преображенская церковь:

Церковь Архангела Михаила и Преображенская церковь, Елец

От моста крутой подъём к Успенской церкви, построена в 1829 году:

Успенская церковь в Ельце

По улицам Ленина и Свердлова доехал до сквера имени Бунина с памятником:

Памятник Ивану Бунину в Ельце

Тут же, в сквере установлены Елецкие куранты из водонапорной башни. Башня построена в 1868 году, часы установлены в 1975 г.:

Елецкие куранты

Через перекрёсток расположен Художественный отдел краеведческого музея:

Художественный отдел краеведческого музея Ельца

Вид Советской улицы в сторону Успенской церкви:

Советская улица. Елец

Картина на стене здания гостиницы «Винтаж»:

Картина на стене гостиницы Винтаж, Елец

Площадь Ленина и торговый центр «Дом торговли»:

Площадь Ленина, ТЦ Дом торговли, Елец

Та же площадь с другой стороны, Дом пионеров и типография:

Площадь Ленина, Елец

Скатился на Октябрьскую улицу, на перекрёстке с Кооперативной Пенсионный фонд:

Пенсионный фонд, Елец

Храм Михаила Архангела, построен в 18-19 веках, сейчас реставрируется:

Храм Михаила Архангела, Елец

Храм Преображения Господня, 1771 год:

Храм Преображения Господня, Елец

Октябрьская улица:

Октябрьская улица в Ельце

Красная площадь, памятник к 850-летней годовщине основания города Ельца. Установлен в 1996 году, выполнен по проекту архитектора А. А. Шашина, скульптор Н. А. Кравченко:

Памятник к 850-летней годовщине основания города Ельца

Красная площадь, стела «Елец — город воинской славы», колледж искусств им. Хренникова:

Красная площадь, стела Елец — город воинской славы, колледж искусств им. Хренникова

Вознесенский кафедральный собор — каменный двухэтажный собор в русско-византийском стиле, построен по проекту К. А. Тона в 1845-1889 годах:

Вознесенский кафедральный собор, Елец

От собора спускаюсь по улице Шевченко, храм Введения Пресвятой Богородицы во храм — стпарейшая каменнай церковь в городе, построенная в 1740-1761 годах:

храм Введения Пресвятой Богородицы во храм, Елец

Спускаюсь ещё ниже, пересекаю крутой овраг и тяжко вкручиваю в подъём по Аргамаченской улице. Наверху храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1768-1789 годах:

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, Елец

Выезжаю на дорогу в сторону Лебедяни, почти на выезде из города «Пятёрочка», завтракаю, закупаюсь водой. Магазинов по дороге ожидается много, но и жарковато. Был уверен, что в каждом селе еть «Магнит», но нет — в каждом селе есть «Пятёрочка», «Магнитов» очень мало почему-то.

Из-за жары и т.к. поехал один, решил изменить маршрут в сторону ознакмления со станциями на ветке Елец — Лев Толстой, по которой нет пассажирского сообщения. Изначально, трек пролегал ближе к реке.

В районе пересечения с М4 дорога проходит близко к реке Сосна, но берега крутые и все сходы заняты отдыхающими, еду дальше. В Трубицыно увидел такой «журавль»:

Журавль в Трубицыно

Следующее село Талица, на въезде «Пятёрка», заезжаю охладиться. Рядом свежеоткрытое заведение «Елецкий крафт», но не заходил, от соблазна. С утра пить не хотел, да и ехать, а катать весь день бессмысленно. Тут же находится станция (видимо, уже бывшая) Талица-Елецкая. Вокзал обшит сайдингом и законсервирован:

Станция Талица-Елецкая ЮВЖД

Рядом типичная для этих мест водонапорка:

Водонапорная башня на ст. Талица-Елецкая

Руины храма Троицы Живоначальной, построенного между 1861 и 1882 годами и велодорожка )))

Храм Троицы Живоначальной, Талица

Рядом действующая церковь Казанской иконы Божией Матери не ранее 1780 года постройки:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, Талица

Здесь же скатился на берег искупаться, немного освежился в реке Сосне.

Река Сосна в Талице

Также тут я свернул с трека, который шёл направо в Сергиевку и дальше полями до моста через Дон в Лесках, где я на него вернулся. Выехал на дорогу на Красное. Жара усилилась, ехалось не очень, особенно вверх. В районе Верхнедрезгалово отдыхал почти час на остановке в тени, полегчало. Поехал дальше, тут же навстречу попался велотурист, поздоровались. Потихоньку дотянул до райцентра Красное.

На окраине правильная остановка:

Остановка Пивзавод в Красном

Но самого пивзавода уже, похоже, нет, к сожалению. Зато есть памятник трактору Т74:

Памятник трактору Т74 в Красном Липецкой обл.

И слоны с водонапорной башней:

Водонапорная башня на станции Лутошкино

Вокзал станции Лутошкино, используется как автовокзал:

Вокзал станции Лутошкино ЮВЖД

Памятник воинам-интернационалистам в виде БМП:

Памятник воинам-интернационалистам в Красном

Дальше опять «Пятёрочка» — отдохнуть, и центр села. Красная площадь, центр занятости, Владимирская церковь, администрация района:

Красная площадь в Красном

Из Красного через Бредихино, Машенино еду в Лески, где находится станция Рождество:

Станция Рождество ЮВЖД

На станции стоят вагоны, недалеко есть карьер, видимо работает. Рядом часовня Рождества Христова, построенная в 2010 году:

Часовня Рождества Христова в Лесках, ст. Рождество

Традиционная водонапорка:

Водонапорная башня на ст. Рождество

Заехал под мост через Дон искупаться и отдохнуть в теньке:

Мост через Дон в Лесках

От моста мимо Куликовок в посёлок Сахарного завода. Завод работает, много вагонов стоит, свежепокрашенный тепловоз. В магазине местной торговой сети закупился на ужин и завтрак. За посёлком — станция Красивая Меча:

Станция Красивая Меча, ЮВЖД

За селом Большое Попово ушёл на грунтовку вдоль Дона в сторону Лебедяни к предполагаемому месту ночлега. Место вполне себя оправдало:

Река Дон

Песчаный пляжик, кувшинки, далеко от деревень. На соседнем пляже стояла компания на машинах с лагерем, но они вечером уехали.

За день проехал 82 км.

День 2. Лебедянь, Данков, приключения

Переночевал нормально, утром уже затянуло тучами, и даже громыхало, но прошло стороной. Быстро собрался и поехал в Лебедянь, чтобы проскочить грунты по сухому. Пара километров полей и вот уже Покрово-Казацкая слобода, которая вплотную примыкает к Лебедяни.

Памятник природы Лебедянский девон расположен на правобережном крутом возвышенном коренном склоне долины р. Дон, носящем название Тяпкина гора, рядом с историческим центром города Лебедянь:

Тяпкина гора, Лебедянь

Заехал посмотреть станцию Лебедянь:

Вокзал станции Лебедянь

От вокзала вернулся к Дону и снял Тяпкину гору и купола Старо-Казанского собора с Казённого моста, ныне пешеходного, рядом построили новый мост для автомобилей:

Тяпкина гора, Лебедянь

На треугольнике улиц стоит храм Рождества Богородицы — один из старейших в Лебедяни, последнее здание построено в начале 18 века:

Храм Рождества Богородицы, Лебедянь

Вкручиваю в гору в Саро-Казанскому собору, он же собор Казанской Иконы Божией Матери. Построен между 1768 и 1771 годами:

Собор Казанской Иконы Божией Матери (Старо-Казанский), Лебедянь

Немного нейминга. Вроде ТЦ «Щука», а флюгер в виде осетра? Пивбар «Богатырский аппетит». Могут же люди:

Рядом рынок и кафедральный Собор Казанской Иконы Божией Матери, 1835 год:

Кафедральный Собор Казанской Иконы Божией Матери, Лебедянь

Пешеходная часть улицы Мира и фонтан:

Улица Мира в Лебедяни

Отсюда еду по Советской улице о выезда из города в сторону Старого Ракитино. На окраине находится Свято-Троицкий епархиальный женский монастырь, внутрь не заходил, т.к. был не очень прилично одет для таких мест, а одеваться было лень.

Свято-Троицкий епархиальный женский монастырь, Лебедянь

От входа тоже ничего не видно. Дальше поехал в сторону Данкова полями. До СЕТ «Строймаш» асфальт, дальше отсыпанная щебнем дорога, переходящая в грунтовку, между асфальтом и щебнем было пару метров жидкого чернозёма и он, естественно, налип. На щебне слегка поотваливался, но на низком мосту через Дон у Ольховца долго отмывал, благо была возможность зайти в воду. Местный житель пришёл:

Ольховецкий котик

И ещё пара рыбаков было. От Ольховца нудный асфальт до Данкова. Знак Данковского района в виде башни Шухова, которая стоит в Полибино:

Знак Данковский район

В Данкове уже бывал во время первой попытки проехать вдоль РУЖД: https://edem-na.ru/bogoyavlensk-kurkino-ruzhd/. Сейчас заехал в город с другой стороны по улицам Дорожной, Суворова, Чкалова. Церковь Рождества Христова, 1910 год:

Церковь Рождества Христова, Данков

Покровский монастырь, по преданию, в 16 веке боярином Тепленевым-Оболенским, который, скрывался здесь от опалы Иоанна Грозного, положил начало обители и сам принял иночество с именем Романа. Сейчас монастырь восстанавливается:

Покровский монастырь, Данков

Церковь великомученика Дмитрия Солунского, год постройки между 1760 и 1808, ныне краеведческий музей:

Церковь великомученика Дмитрия Солунского, краеведческий музей, Данков

Площадь Ленина, стела, автобус ГАЗ:

Площадь Ленина, Данков

Памятник Ленину, сцена:

Памятник Ленину, Данков

Собор Тихвинской иконы Божией Матери, строился с 1861 по 1878 год:

Собор Тихвинской иконы Божией Матери, Данков

Георгиевская церковь (ранее Никольская), построена в 1857-1872 годах:

Георгиевская церковь, Данков

ИЗ Данкова планировал ехать через Бигильдино, Долгое, Верхнюю Павловку в Полибино и там ночевать, но на этом маршруте есть грунтовый участок, и обещали дожди, поэтому поехал асфальтом через Политово, Берёзовку. До Берёзовки по этой дороге ездил также во время похода по РУЖД в 2015 году (см сыылку выше). В Яхонтово на остановке обедал, читал трогательное объявление о пропаже кошки Буси:

Объявление на остановке в Яхонтово.

Храм Троицы Живоначальной в Малинках, 1909 год:

Храм Троицы Живоначальной, Малинки

В районе Политово начался дождь, не сильный. И приключения. На подъёме от Еропкино спустило переднее колесо, дотянул до перекрёстка, прокола не нашёл, проверил покрышку, поставил новую камеру, вроде всё нормально, и поехал дальше. В деревне Осиновые Прудки колесо опять спустило, решил дальше не ехать, т.к. Полибино — тупик, и вернуться в Берёзовку, а оттуда эвакуироваться в Данков и дальше в Москву. Подкачал колесо и поехал назад. Кое-как дотянул до Берёзовки.

В Полибино и Берёзовке я был ещё и во время второго похода по РУЖД в 2018 году — https://edem-na.ru/ruzhd-2018/, поэтому не особо расстроился, что не попал в Полибино, но посетить его стоит. Там находится дворец Нечаева-Мальцова и первая башня Шухова.

В Берёзовке в магазине спросил насчёт трансфера, но неудачно. Обзвонил все Данковские такси — ни у кого не оказалось машин-универсалов. Заказал билет на автобус Липецк-Данков-Москва отправлением в 23:50, был пятый час дня, поэтому время на поиск транспорта в Данков было. Отдохнул, решил более тщательно осмотреть покрышку, благо была остановка и дождь закончился. Нашел пару дырок, заклеил, поставил последнюю камеру, обмотал для надёжности скотчем и стяжками слабые места. В процессе ремонта подъехал мотоциклист и спросил не надо ли чего. Потом ещё велосипедист Саша подъехал, поговорили, оставил телефон, сказал, что если прям совсем не уеду, то отвезёт.

Собрал вел и поехал назад в Данков. Но, увы, в Политово опять тоже самое. Походил по деревне, поспрашивал насчёт машины. Тоже глухо. В итоге застопил рейсовый автобус местных линий, который и довёз меня в Данков. Спасибо ему! В итоге во второй день накатал ок. 97 км, навигатор записал суммарно 168 км до Берёзовки и там вырубился. 168-82 = 86 + 11 км от Берёзовки до Политово, итого — 97 км.

В Данкове провёл часа 4 в ожидании, сходил на речку оттереться, и сидел в парке у места остановки автобуса. К отправлению собралось довольно много народа. Автобус оказался двухэтажным, и багажное отделение у него сзади в виде небольшого отсека, но, к счастью, удалось запихать сложенный в чехол вел и рюкзак, немного тетриса сумками и чемоданами)))

Автобус шёл до автостанции у м. Варшавская, но первая остановка у м. Каширская. Вышел там, т.к. всё-равно пришлось вытаскиваь вещи, да и обнаружил, что есть 908 автобус до м. Минская у Москвы-Сортировочной. Ранее думал дойти до МЦК и ехать по нему до Кутузовской и так же идти на Сортировку. Но вариант с автобусом был гораздо удобнее. Дальше уже всё просто — электричка-дом.

Такой вот скрепно-железнодорожный тур получился. ))