На майские праздники решил проехать кусок Рязано-Уральской железной дороги от Чаплыгина до Белёва, но, к сожалению, из-за погоды получилось доехать только до Куркино и слиться в Товарковский, а оттуда пригородными в Москву. Итого, поход получился на 4 дня. Стартовали вдвоем в ночь на первое мая с Павелецкого вокзала, в эту ночь ехало огромное количество велотуристов. Казалось, что их даже больше, чем обычных пассажиров. Из-за особенностей расписания пришлось ехать до ст. Богоявленск, а не до ст. Раненбург (г. Чаплыгин).
В 9 утра 1 мая прибыли в Богоявленск, платформы не было, пришлось собирать велосипед на гравии:
Собравши велосипеды доехали до вокзала и там окончательно собрались-переоделись-упаковались:
Из поселка выезжали в сторону Мичуринска, пересекли трассу «Каспий» и поехали в сторону Чаплыгина тихим асфальтом. В дер. Старокленское находится Христорождественская церковь, построенная между 1850 и 1857 годами:
В соседнем селе Малый Снежеток тоже имеется храм святителя Николая 19 века, построен помещицей М.Р. Кикиной, с 1930 по 2003 был клубом:
За Малым Снежетком дорога превратилась в укатанную грунтовку, ехалось не хуже, чем по асфальту. В Большом Снежетке догнала гроза, переждали на автобусной остановке:
Дальше до Чаплыгина был асфальт.
Первое письменное упоминание об этих местах относится к 1638 году; тогда при создании Белгородской засечной черты на месте современного Чаплыгина было основано поселение под названием Усть Становых Ряс под Слободским Липягом, впоследствии — село Слободское. К концу XVII века в селе насчитывалось 100 дворов. В это время, в 1695 году, здесь на высоком берегу Ягодной Рясы был возведён небольшой деревянный путевой дворец, предназначенный для отдыха Петра I и его свиты при следовании из Москвы в Воронеж.
В 1702 году Пётр I заложил в Слободском небольшую крепость по голландскому образцу, которой дал название Ораниенбург («апельсиновая крепость»). Обстоятельства присвоения названия полностью отрицают возможность этимологии, связывающей ойконим с разведением апельсинов. Очевидно, здесь (как и в случае с названием Ораниенбаум — ныне город Ломоносов) имело место простое заимствование немецкого названия (город Ораниенбург близ Берлина), восходящего к наименованию Оранской династии (кумир Петра I Вильгельм III Оранский умер как раз в 1702 году). Название крепости постепенно распространилось и на село, причём в народном языке оно превратилось сначала в Ранинбург, а затем Раненбург.
В 1702 году село Слободское и крепость были подарены А. Д. Меншикову[4]. В 1712 году на средства Меншикова неподалёку был построен мужской монастырь «Петропавловская пустынь».
В 1737 году крепость Ораниенбург и село Слободское были переданы в казну и определены в Придворное конюшенное ведомство для устройства конных заводов.
16 (27) сентября 1778 года по указу Екатерины II село Слободское получило статус уездного города с официальным названием Раненбург, который стал административным центром Раненбургского уезда новообразованного Рязанского наместничества.
31 марта (11 апреля) 1781 года утверждён герб города: «В 1-й части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского Наместничества… Во 2-й части, в серебряном поле, яблоннаго дерева ветви с плодами положены крестообразно, каковыми плодами сей город изобилует».
В 1806—1816 гг. был возведён пятиглавый соборный храм Михаила Архангела. Постепенно город превращается в крупный торговый центр, и во второй половине XIX века занимает среди городов Рязанской губернии одно из видных мест по торговому обороту. Главным предметом торговли было зерно, а особенно славилась из-за своих вкусовых качеств раненбургская гречиха. В городе действовали табачная фабрика купца Оловникова, спичечная фабрика купца Калашникова, несколько мыловаренных заведений.
В 1890 году через город прошла железнодорожная линия Волово — Богоявленск, на которой построили станцию Раненбург. В 1897 году в Раненбурге насчитывалось 15 347 жителей; действовали 6 церквей, уездное училище, две приходских и церковно-приходская школы. Имелась земская больница. Облик города менялся, и к началу XX века уже 14 улиц были замощены, керосиновые фонари сменились электрическими, появились телефонная сеть и кинотеатр («кинематограф Синема»). 28 января (10 февраля) 1918 года на I учредительном съезде Советов в Раненбурге была провозглашена Советская власть.
2 октября 1948 года город был переименован в Чаплыгин — в честь уроженца Раненбурга академика С. А. Чаплыгина, российского и советского механика и математика, одного из основоположников современной аэромеханики и газовой динамики.
Чаплыгин — приятный уездный город, остались положительные вспоминания. Вообще, в тех краях, какие-то удивительные люди, добрые и отзывчивые, часто предлагали помощь и т.п. Или это норма, а мы в крупных городах очерствели и обозлились?
Первая достопримечательность на пути — Свято-Троицкий собор, построенный в 1818 году (храм), в 1848 году пристроена колокольня:
Советская улица, Чаплыгинский аграрный колледж:
Рядом с храмом дом Чаплыгина, в ужасном состоянии:
Перед домом установлен бюст С.А. ЧАплыгину и фонтаны:
Сергей Алексеевич Чаплыгин (24 марта [5 апреля] 1869, Раненбург, Рязанская губерния — 8 октября 1942, Новосибирск) — русский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики, академик Академии наук СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941), заслуженный деятель науки РСФСР (1929).
Едем дальше, РОВД в красивом здании:
Дом купца Казьмина:
Памятник Петру 1 и Александру Меншикову:
Вознесенская церковь — первый каменный храм в Раненбурге, построена в 1794 году на средства купцов Осипа Шабанова и Степана Лыкова, до 2005 года в ней был краеведческий музей:
Сияющий вождь:
«Дом Меншикова» — памятник истории и архитектуры конца XVII — начала XVIII вв. федерального значения. Здание расположено на территории бывшей крепости Ораниенбург, подаренной А.Д. Меншикову Петром I в 1703 г. Сейчас в нем краеведческий музей:
Здание школы №3 на ул. Карла Маркса:
Вид со смотровой на реку Ягодная Ряса:
И на Троицкий собор:
Со смотровой поехали в центр и купили еды, расположилисьь на лавочке в городском парке, с нее были видны каланча и фотографы,
снимающие, видимо, митинг на пл. Октябрьской Революции:
Здания на Советской улице:
Перекусили и поехали дальше, пока ели закончился митинг и можно было спокойно снять памятник Ленину перед зданием районной администрации:
Покатили по улицам Володарского и Мостовка к выезду из города, на выезде стоит церковь Михаила Архангела 1805 года:
Сунулись было на грунты, но жидкий чернозем не пустил, пришлось возвращаться на автомобильную дорогу и ехать в Лев Толстой по ней, также, из-за ухудшения погоды решили попробовать вписаться в гостиницу на ночь. По дороге ехалось неплохо, несмотря на постоянные спуски-подъёмы, градиенты былы невелики и ехалось нетяжко. Машин тоже было немного. Заметил много московских и подмосковных номеров на машинах в деревнях.
В Головинщино шикарная церковь Космы и Дамиана, построена между 1862 и 1882 годами:
В соседнем Троицком не менее шикарная церковь Троицы Живоначальной 1777 года, построена на средства помещика Н.Н. Салтыкова:
Подгоняемы грозой, проскочили Астапово и въехали в Лев Толстой:
Выяснилось, что городская гостиница закрылась, но подсказали, что есть гостиница на вокзале. Оказалось, комнаты отдыха. Странно, т.к. пассажирского движения там нет. Сняли номер по 420 р./койка в трехместном номере, душ-туалет на этаже. Есть телевизор, дают чайник, довольно чисто и уютно. Велики поставили в гараж с трактором. Сходили за едой, поужинали и я отключился, как только погасии свет. Даже шум тепловозов не разбудил. Телефон КО: 8-47467-5-34-47.
День 2
После полубессонной ночи в поезде и 85 км днем спалось отлично. Пока встали-собрались было уже около 10 часов утра. У вокзала находится целый музейный комплекс и исторические здания. Первое, конечно, вокзал, построенный в 1898 году, отреставрирован в 2010:
Водонапорная башня (так везде указано, хотя, сдается мне, это не совсем она, т.к. рядом стоит еще одна):
Еще одна водонапорка:
Здание, в котором скончался Лев Толстой. Построено в 1890 г. по типовому проекту, тепрь здесь музей Л.Н. Толстого:
В близлежащем сквере памятник Л.Н. Тостому:
Рядом, на Центральной улице расположены жилые дома конца 19 века:
На станции установлен мемориал-паровоз Ов-5804, паровоз этой серии привел поезд №12 Смоленск-Козлов с тяжело больным Толстым на ст. Астапово:
Церковь Троицы Живоначальной, построена в 1905-1909 годах:
Краеведческий музей:
Памятник паровозу на перекрестке улиц Коммунистической и Льва Толстого:
Наконец, часов в 11 утра выехали из города в сторону Данкова, стелла:
В трех км от города село Острый Камень:
И место для отдыха:
Заехали в село посмотреть церковь Николая Чудотворца (1903 г.):
Еще через пару километров свернули на Котовку, в которой на меня напал огромный серый гусь )))), удалось сбежать. После Котовки на полевой дороге слегка хлебнули жидкого чернозёма, но в целом, было более-менее, выехали на дорогу Данков-Знаменское к переезду у пл. Янушево и одноименного села, вид на Данков:
Вид на Лев Толстой:
Платформа Янушево:
Пока отчищали велы, пообщались с местным жителем, рассказал нам о местном житье-бытье. Затем покатили в сторону Данкова. По пути имеется большое и развивающееся агропредприятие. Перед Данковым (ударение на О) видны какие-то руины так и не нашел чего:
ОАО «Силан»:
Стела на въезде в город:
Заехали на вокзал, здание заброшено:
Рядом автостанция, можно уехать в несколько сёл:
От вокзала поехали к выезду из города, объехав элеватор и далее по ул. Чапаева. Разрушенная арка входа на заброшенное кладбище или часовня:
По ул. 8 марта едем к главной дороге — ул. Мира, у перекрестка стоит церковь Иоанна Богослова, нынешнее здание построено в 1875 году, но сама церковь упоминается с 1676 года:
Пересекли Дон и поднялись к площади Ленина, здесь тоже есть стела:
Ну и Ленин:
Впереди виден Тихвинский собор, постройка окончена в 1878 году:
У собора памятник воинам, погибшим в локальных конфликтах:
Георгиевская церковь, построена в 1857-1872 на месте деревянного храма:
Тихвинский собор:
Кафе оказалось закрытым, купили еды в универмаге, как раз началась гроза, пережидали ее больше 2 чаосв на большой остановке на пл. Калинина. Наконец, гроза закончилась и мы выехали по ул. Кирова к выезду из города в сторону Политово. Заехали на ст. Яхонтово, на саму станцию не полез — там кругом чьито дома и огороды, зато осмотрел остатки подъездных путей к асфальтовому заводу:
Заехали в село Малинки посмотреть церковь Троицы Живоначальной в стиле эклектики 1909 года:
Вечерело и нужно было искать ночлег, решили заночевать в посадке у ж.д. за Политово. В Политово заехали на станцию, вокзал в хорошем состоянии:
Со стороны путей:
Накат на путях слабенький, виды на Куликово Поле, второй на Данков:
Заночевали в лесополосе за переездом на дороге Политово-Еропкино. Лесополоса не в очень хорошем состоянии — много гнилых деревьев и кустов, но место для ночлега нашлось.
День 3
Ночь прошла спокойно и дождя не было, собрались опять поздно, после 10 точно. Вдоль железки виднелась колея, но было очень мало воды и поэтому решили ехать по автодорогам, чтобы в деревне пополнить запасы, фото с переезда в сторону Куркино:
Заехали в село Еропкино с разрушенной церковью Казанской иконы Божией Матери в стиле барокко, построена между 1737-1782 годами:
Также в селе есть клуб:
А вот магазин был закрыт, пришлось ехать дальше. Через несколько километров въехали в большое село Берёзовка с магазином и храмом Дмитрия Солунского, построенным между 1891 и 1910 годами в стиле ретроспективизма:
За Берёзовкой свернули на дорогу в Баловинки. О.п. Баловинки:
Вид на Политово:
Вид на Куркино:
Остатки строений:
Вдоль путей ехать опять не решились, и поехали через Измайловку, Секирино в Барятино. Барятино — большое село, есть магазин, часовня (на месте церкви Михаила Архангела?) и дом с башнями:
Дорогу Барятино-Куркино все встреченные местные описывали как «ужасную», но на веле вполне неплохо едется, ям, конечно, много и на машине там плохо. Приехали в Куркино, на станцию Куликово Поле, ныне тупиковую. Вокзал:
Вид в сторону Данкова:
Вид на тупик:
Мемориальная доска на здании вокзала:
Рядом с вокзалом установлен памятник Герою Социалистического Труда Виктору Фадеевичу Соколову:
С вокзала поехали в «Магнит», пообедали и переждали очередной дождь, поехали дальше по треку, посмотреть на грунты, с дороги вина станция и неработающий входной светофор со стороны Волово:
С другой стороны дороги уже построили какой-то ангар. Доехав до начала грунтов, оценили обстановку, посмотрели прогноз и решили ехать асфальтом в сторону Товарковского, чтобы 4 мая уехать в Москву пригородными через Узловую-Ожерелье, т.к. продолжать поход не имело смысла. Поехали назад и объехали Куркино по объездной. С дороги видна церковь Иоанна Богослова 1839-1845 гг.:
Ночевали в роще у села Степановка. К ночи начался дождь, который шел всю ночь и на следующий день до обеда (как раз до Товарковского). Утром собрались под дождём и поехали на ст. Товарково на дневной дизель, дул сильный встречный ветер, который сильно замедлял движение, и хлестал дождь. На станцию приехали за 7 минут до дизеля (РА2), сели в него и доехали до Узловой. Оказалось, что этот же состав идет дальше в Ожерелье, переместились из тамбура в салон, разместили вещи и купили перекусить. К Ожерелью вагон забился почти битком, но места всем хватило. В Ожерелье недолгая пересадка, задержка электрички на 25 минут, но к Москве нагнали, в Москве вообще было уже солнечно и сухо. Надеюсь проехать оставшуюся часть похода этим летом. Спасибо за внимание.