День 1 ст. Топиллы — Барятино
Идея проехать по заброшенной и разобранной части Рязано-Уральской ж/д Раненбург-Белёв зрела давно. В 2015 году была предпринята попытка, о удалось проехать лишь часть от Чаплыгина до Куркино.Потом не получалось. И вот только в 2018 году сложилась ситуация, при которой реализовать задуму стало возможным. Попутчиков не нашлось, поехал один. Итак, рано утром в субботу 23 июня выехал в Москву, переезд с Киевского на Москву-Товарную-Павелецкую, электричка до Узуново, пересадка, электричка наТроекурово до Топилл. В 13 дня оказываюсь на станции Топиллы ветки Ожерелье-Богоявленск. Старт отсюда, потому что без попутчиков ехать проезженное было неинтересно, а также в процессе планирования была обнаружена усадьба в Полибино, которую захотелось посмотреть. Также отсюда кратчайший путь в Куркино. На улице было за +30, но дул сильный встречный ветер, что немного спасало.
Неспеша проехал первую десятку км до села Богородицкое, в нём есть мемориал:
И церковь:
Вокруг поля, с холмов видно очень далеко:
Ещё пяток километров и попадаю в следующее село Чернава,оно больше, есть магазины, мемориал:
Рядом пушка:
Есть и церковь Михаила Архангела, но новодел 1992 года:
За Чернвой свернул в поля, нужно было свернуть с асфальта на вторую дорогу, а я свернул на первую, поэтому пришлось перебиратья через подтопленное место и промочил ноги, но на жаре ботинки довольно быстро высохли. Ещё 10 км по полям и въезжаю в маленькое село Дубки. оть и маленькое, но Ленин есть:
Стоит он у бывшего магаина. Пересекаю Дон, хочется купаться, у моста занято, сунулся направо в рощу, там тоже все подходы забиты, вернулся и собрался ехать дальше по треку, но окликнула компания у моста. Поговорили, предложили пива )). Поехал дадльше и нашёл нормальный заход в воду, искупался, попил чайку, посушил на солнце обувь. Места красивые:
Вообще, пейзажи почти не снимал почему-то. Едешь наслаждаешься, останавливатья снмать не хочется. После купалки проехал Хитрово, преодолел затяжной подъём от Дона перед Полибино и наконец заехал в село. Здесь находится усадьба Нечаевых с дворцом, рядом с которым установлена первая в мире башня гиперболоидной формы и выполненная в виде несущей сетчатой оболочки, построенная Шуховым. Шаболовская башня была построена почти через 30 лет после этой. Описание в Вики.
Усадебный дом:
Флигель не влез:
Первая в мире стальная сетчатая башня в форме гиперболоида вращения (патент Российской империи № 1896 от 12 марта 1899 года) была построена Шуховым для крупнейшей дореволюционной Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, проходившей с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года:
Второй флигель и основное здание усадьбы с торца:
Из Полибино еду по асфальту в сторону Берёзовки. Башня также является символом Полибино, что отражено в дорожном указателе:
В Берёзовку приехал около 6 вечера, позади 50 км, пора думать о ночлеге. Закупился в магазине, сфоткал храм Димитрия Солунского, построенный между 1891 и 1910 годами:
От Берёзовки до Куркино уже проезжал в 2015 году. Километрах в семи от Берёзовки уже проходит ветка на Куликово Поле, хотел заночевать там на речке Болото, но у воды не встать, берега заросшие и плохие, название оправдано. Хоть и красиво:
Мост через р. Болото, вид на Данков:
Полазил и решил ехать дальше в Барятино, там тоже речка, ещё 7 км примерно.В Барятино есть магазин, но он был уже закрыт, и часовня:
Там тоже негде приткнуться, в итоге, нашёл место за селом на поле и заход в реку, там и заночевал. В первый день проехал чуть больше 70 км.
День 2 Барятино — окрестности села Верхоупье
В воскресенье встал рано, в 5:30 где-то и через час выехал в сторону Куркино. Во-первых, уже стало светло и тепло, во-вторых — к вечеру обещали дожди, хотел проехать грунтовые участки до них. Ещё через час доехал до Куркино, станция здесь называется Куликово Поле. Не знаю, есть ли там какое-то движение, но вокзал в хорошем состоянии:
Рядом памятник дважды Герою Труда Виктору Фадеевичу Соколову:
Доехал до Магнита, он открывается в 8, пока было время скатался посмотреть на станцию с разобранной стороны. Светофор бывшего подъездного пути:
Тупик и бывший входной светофор со стороны станции Птань:
Памятник Ленину у райлнной администрации:
Там же рядом Магнит. В Магните закупился водой-едой, позавтракал и поехал дальше. В Птань решил ехать асфальтом, чтобы не терять времени, так как наличие дороги вдоль защитки ж/д было под вопросом. Заодно посмотрел храм Иоанна Богослова. Церковь построена в 1839-1845 гг, трапезная в 1892 г.:
Вид на храм и мемориал, который пролетел на спуске:
По дороге Куркино-Богородицк ехалось отлично, за Крестами свернул на Птань, стало гораздо хуже. Автомобилисты вообще накатали по полю колею, т.к. асфальт сильно разбит и местами становится вообще грейдером. Птань выглядит довольно запустело. В поисках станции кружил по навигатору и заехал в чей-то двор, спросил у девушки про вокзал, она показала куда, полез искать. Некоторые станционные постройки сохранились, возможно используются жителями:
Рядом куча кирпича — остатки вокзала:
Руины
Остатки здания разбросаны по округе
Платформа превратилась в тоннель из деревьев:
Всё заросло крапивой и прочими неприятными растениями, в коротких шортах было не очень. Пока лазил, пришла девушка, у кототрой спрашивал дорогу. Оказалась дочерью бывшего начальника станции. Поговорили о местном житье-бытье, село потихоньку вымирает, работы нет, кто может — разъезжается. Узнал про дальнейшую дорогу, сказала, что есть по полю колея. Напоследок сфотографировал ещё одно здание:
И поехал дальше в сторону ст. Дворики. Баывший переезд, вид в сторону Двориков:
Ехал сначала по хорошей полевой дороге, потом по более плохой, потом по травяной колее прямо возле насыпи, выехал на поле, пересёк высохший водоём, вид на насыпь в сторону Птани:
Дальше опять колея в траве:
Через какое-то время влево ушла слабо накатанная своротка, а основная колея пересекла насыпь и вывела вправо на пашню со слабым следом от машины. Попробовал ехать — не едется. Вернулся к насыпи, нужно было, конечно, вернуться и попробовать влево, но я решил пройти по насыпи. В итоге ковырялся почти километр, пока не вылез на переезд, и оказалось что слева хорошая грунтовка. Поехал дальше к Любимовке по ней. Насыпь не так уж заросла, но с тяжёлым велом идти не очень:
Наконец выехал к Любимовке:
Свято-Сретенский храм в Любимовке:
Насыпь РУЖД у Любимовки:
За бывшим переездом уже село Турдей, в нём оказался магазин, который по воскресеньям работает до 13, успел, было пол первого. Взял кваску и отобедал на детской площадке у мемориала:
Благо, там никого не было и была лавочка. После обеда легко докрутил оставшиеся пару км до Двориков. Вокзал там нормально сохранился:
Даже мозаика сохранилась:
Остатки платформы:
Сохранился кусок заборчика
Остатки здания с орнаментом в стиле вокзала:
Вид со стороны деревни, со стороны путей вокзал сильно зарос, его почти не видно:
Вернулся на дорогу, тут же мемориал:
Еду дальше, следующая станция Волово. Попытался найти дорогу через Малую Александровку вдоль насыпи, но её нет. Пришлось делать крюк по асфальту почти до Никитского и там сворачивать на грунтовку в сторону насыпи и М4, к счастью, от этой грунтовки уже есть дорога вдоль защитки и под мостом М4. Заехал в Осиново, Свято-Никольский храм 1886-1896 гг:
Дальше до Волово был асфальт, но в горку и ветер в лицо стал очень сильным. Заехал посмотреть озеро на предмет ночёвки, но слишком людно. Заодно посмотрел церковь иконы Божией Матери Знамение, 1822 г.:
Тут же, как и было обещано, ровно в 4 дня начался дожь, пришлось просидеть 3 часа на остановке и ещё час возле Пятёрки, в которой заодно скупился на ужин. В начале 9-го выехал из Волово в сторону Тёплого. Заночевал километрах в 10, недалеко от бывшего переезда дороги на Победу и о.п. 160 км прямо на насыпи. Нашлась небольшая выемка в верхней части призмы, как раз палатку поставить и немного места для хозяйственных нужд. Так прошёл второй день.
День 3. Окрестности села Верхоупье — Арсеньево
Сегодня спешить было некуда, к тому же, палатка оказалась в тени, поэтому повалялся подольше, но всё-равно выехал уже в начале 10-го. Быстренько докрутил до бывшей санции Огарёво. Сначала не сразу нашёл подход, но оказалось, что там что-то трактором ровняли рядом, кирпич что ли добывают? На станции есть жилой дом:
Хорошо, что поставил точек на треке, без них хрен бы чего нашёл. Остатки платформы:
Видны следы не-то трактора, не-то квадрика. Какое-то здание:
Всё сильно заросшее с завалами, ногу поранил веткой… Шпалы:
Наконец пробрался к остаткам вокзала:
Вот, что осталось от Огарёво, вылез к велику и поехал дальше. Скоро и Тёплое, заехал в Пятёрку позватракать, опять предстоял грунтовый участок. Поехал смотреть станцию Тёплое. Тупик с мирно спящим котиком:
Отсюда опять начинаются рельсы:
Здание вокзала:
Путевое развитие:
От станции поехал по дороге на Мичуринский, на перекрёстке стоит стела в честь совхоза:
На перекрёстке направо в сторону Победы, там должна начинаться грунтовка. Но запланированной грунтовки не нашлось, поехал по другой, которая вела в нужном направлении, в итоге выехал на асфальт на Мещерино. По пути заехал на бывший разъезд Бабуринский. О разъезде ничего не напоминает. Вид с переезда на Тёплое:
Вид на Пономарёво:
Светофоры не действуют:
Проезжаю Мещерино, на переезде снова фотографирую, светофор МН и проходные сфетофоры, вид на Пономарёво:
Уже недалеко до Пономарёво, пара километров, овраг и мост через Плаву и сворачиваю с главной дорги в деревню. Железнодорожный мост через Плаву, перегон Тёплое-Пономарёво:
Вокзал станции Пономарёво не разрушен, в нём жилой дом, к нему ведёт дорога с остатками брусчатки. Пообщался с местным жителем, я так понял он там один живёт, но было 4 семьи. Подсказал место для обеда с купалкой, рассказал, что движения нет практически, вроде как последнее заглохло. Бывший вокзал:
Со стороны путей подзарос:
Тут даже 2 пути сохранилось:
Остатки здания:
Местный житель также сказал, что дорога грунтами до Горбачёво есть, и я проеду, так как сухо. Съездил на речку пообедал и искупался и поехал в Горбачёво. Свернул с асфальта сразу за селом, по плану, но там плохая дорога, постепенно теряется в траве, перед оврагом совсем пропадает, пришлось напрямик его форсировать, на другой стороне уже нормально накатанная колея. Нужно было поехать по асфальту дальше и свернуть за оврагом. На фото видны водопропускная труба и входной светофор со стороны Горбачёво:
Оврагов было довольно много по пути. Рельсы-то на насыпи, а дорога ныряет во все низины. Очередной овраг:
Через какое-то время выехал, наконец, на асфальт в Савватеевке. По нему до М2, по М2 километр до поворота в Горбачёво. Там закупился на ужин и отдохнул. Народ затаривался пивком к футболу. Было часов 5 вечера, когда выдвинулся в сторону Арсеньево с расчётом заночевать не доезжая него, на карте нашёлся какой-то водоём и лес как раз. Оставалось километров 25. Но дорога с хорошим покрытием, ехалось легко, несмотря на рельеф. Горбачёво плавно перетекает в Селезнёво, которое настоящая древня — куры, гуси, козы гуляют по улице. Заехал посмотреть на руины храма Сергия Радонежского:
Следующая остановка через 16 километров — станция Истьино, тоже обжитая. Покошено, сараи, машины стоят:
Вокзал с путей:
Сами пути заросли, вил на Горбачёво:
Мемориальная доска о подвиге Аяцкого Михаила Кузьмича:
Ещё 13 километров и долгожданный лес Остров перед Арсеньево, чтобы попасть к озерцу пришлось объехать его весь, но место хорошее. В пруду плещет рыба, на том берегу домики-беседки, видимо, платная рыбалка. Но дороги с этого берега нет. Тут и заночевал:
День 4 Арсеньево-Белёв-Чекалин
Утром проснулся опять рано из-за солнца, неподалёку стояла машина, приехали местные рыбаки, ловили рыбу бесплатно, ругали владельца домиков, предлагали самогон ))). Выехал в 9-м часу, отказавшись от щедпых предложений )) Дорога по полям ведёт сначала в Астапово, а уже оттуда въехал в Арсеньево. Зато увидел какие-то старинные дома на улице Хорева:
Сделал круг по Арсенево. Традиционно, на улице Советская есть церковь Жён-мироносиц, нашёл инфу, что построена между 1980 и 2000 годами, а с виду обычный дом:
Экспозиция перед краеведческим музеем:
Скульптура на пл. Ленина:
Выбрался на главную дорогу к станции. Водонапорная башня:
К сожалению без помойки не снять. Вокзал:
На платформе кучи битого стекла. Пути, вид на Белёв:
Вид на Горбачёво:
Осмотрев станцию, выезжаю из города по дороге на Славный (Тула-50). Уже за посёлком переезд, всё заросло и разломано вид на Белёв:
Через 9 километров село Миново, здесь я сворачиваю на Манаенки. Параллельно дороге шла железнодорожная ветка на Тулу-50, заехал на бывший переезд, но тут давно всё разобрано, лишь слегка угадывается, что здесь был путь:
Через пару километров село Манаенки, одноименная станция ещё далеко отсюда. Улица Поповка, 24 — дом, в ктором останавливался Лев Толстой по пути в Оптину Пустынь:
О чём гласит мемориальная доска:
На подъёме от реки Истичка стоит церковь Георгия Победоносца, построенная в период между 1884 и 1892 годами:
Отсюда до станции Манаенки ещё около 8 километров. Вокзал Манаенки:
Табличка довольно свежая:
Пути ржавые:
Сохранился деревянный сарайчик:
Водонапорная башня:
Через пару километров выехал на трассу Тула-Белёв, в Сергеевке свернул на Веженку. Станционное здание станции Веженка:
Пути заросшие:
Табличка с названием станции:
В деревне прямо на путях стоит комбайн Нива:
Напротив у частного дома стоят ГАЗ-69:
И ещё один раритет:
Заброшенная база минеральных удобрений, Викимапия говорит про военный полигон:
Дальше еду вокруг базы, через лес и выезжаю к Кургану Славы:
Фактически, часть, посвящённая РУЖД окончена, в Белёве я был, в сторону Козельска ездил и на веле, и на поезде. Поэтому дальше особо ничего не снимал, только не виденное ранее. Вид на Белёв с моста через Оку:
Въезд в Белёв:
в этой части Белёва не был, церковь Николая Чудотворца Часовенская, построена в 1869 году:
Заехал искупаться на бывшую переправу через Оку, из реки хороший вид на монастыри:
Затем заехал в столовую, в которой ели и грелись во время Одоевского похода, пообедал. Купил водички в дорогу и поехал в сторону Чекалина, до него около 40 километров. Дорога тяжёлая, много подъёмов, асфальт какой-то не накатистый. У многих автобусных остановок построены кирпичные туалеты, никогда такого не видел. В селе Песковатское руины храма Пресвятой Богородицы, 1780 год:
В этом же селе пообщался с дядькой, бывшим велосипедистом. Ещё один глубокий овраг, и я в Чекалине. Традиционно — закуп на ужин, поиск места для ночевки. Еле нашёл нормальный заход в воду, берега заросшие и топкие. На том месте кто-то расчистил и построил столик с лавочками, спасибо этим людям. Палатку пришлось поставить на склоне, всю ночь съезжал.
День 5 Чекалин-Калуга
Спалось плохо, утром палатка начала нагреваться, так что опяь встал рано. Предстоящей дорогой уже ездил, так что ничего там тоже не фоткал и не смотрел. В Перемышле и Калуге так же бывал не раз. Но немного опишу. Берега Оки в Чекалине, под этими кручами ночевал:
Назад в Чекалин не поехал, по грунтовке выбался на асфальт уже за оврагом ближе к Зеленино. Вид на Чекалин:
До Песоченского включительно шёл ремонт дороги. Перед Перемышлем заехал искупаться, виды на Перемышль:
Дальше уже не снимал. Класический маршрут через Корекозево, Большие Сушки, лес, СНТ, Калашников Хутор с выездом на Одоевское шоссе и спуск к Оке в Ромодановских Двориках. Там искупался и переправился на другой берег на лодке за 6(!) рублей. Крутой подъём к Старому Торгу одолел в несколько приёмов, уж очень тяжело. Затем потихоньку докатился до вокзала Калуга-1. Поход на этом можно считать законченым.
Техническая информация и статистика
Фактически проехал около 450 км. По дням примерно 70 + 80 + 110 + 105 + 75.
Фактический трек с вычищенными затупами и брулями, но без отметок достопримечательностей:
Трек планируемый с POI в части Куркино-Белёв: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=mdxiixhljrmmrhqo позже возможно перенесу точки на фактический трек.
По тратам, заброска Расторгуево-Узуново-Топиллы — 674,50 руб. (от Расторгуево, т.к. у меня проездной Большая Москва). Выброску не считаю, т.к. ехал не сразу домой, цену билета от Калуги можно посмотреть в инете.
Остальные расходы 4177 рублей, в основном еда и питьё.
Каких-либо поломок и травм, за исключением царапин, не было.
Спасибо за внимание.