Эрзурум

Эрзурум и дорога в Батуми

Итак, продолжается путешествие домой из Стамбула. Накануне вечером выехали на «Восточном экспрессе» из Анкары. Ехали в вагоне СВ, шикарный вагон! Двухместные купе с верхней и нижней полками, нижняя трансформируется в кресла

2-местное купе Турецких ж/д

В купе есть столик с тумбочкой, холодильник, умывальник, есть розетки. В холодильнике был сок, вода и еще что-то бесплатно (вхдит в стоимость билета), также был кондиционер. Коридор обычный, тамбуров нет:

Коридор вагона турецкого СВ

Вагон был хвостовым, можно было смотреть назад:

Туалет работал только один, азиатского типа (дырка в полу). Должен быть еще европейский, но он был закрыт. Окончательно встал после Сиваса, поезд шел по долине реки Чалты:

Река Чалты

К сожалению, окна не открываются, поэтому пришлось снимать через стекло. Восходящее солнце удачно оказалось с другой стороны вагона и подсвечивало горы:

Поселок Адатепе:

Адатепе

В районе Адатепе река Чалты впадает в Фырат (Ефрат) и дорога идет удальше уже вдоль неё:

Река Фырат (Ефрат)

ГЭС «Багышташ-II»:

ГЭС Багышташ-II

Из-за ГЭС река разливается:

Выехали из ущелья:

Проезжаем станцию Багышташ:

Ст. Багышташ

Дальше еще одна плотина — ГЭС «Багышташ», побольше предыдущей:

ГЭС Багышташ

Холмистая долина:

Река Фырат

Посёлок Атма:

Атма

За посёлком Илич дорога снова идет по ущелью, много тоннелей:

Перегон Илич-Гюллюбаг

Вокзал станции Гюллюбаг:

Ст. Гюллюбаг

Дальше снова долина с холмами желто-красных оттенков:

Прибыли в достаточно крупный город Эрзинджан. Мечеть Asagi:

Мечеть Asagi

На станции довольно много различных вагонов:

Вагоны на ст. Эрзинджан

Вагоны на ст. Эрзинджан

Дорога поворачивает почти на 90 градусов вправо по ходу движения поезда на юго-восток, и идет теперь вдоль горного хребта, постепенно набирая высоту, которая к Эрзуруму составит около 1700 метров над уровнем моря:

Перегон Эрзинджан-Алтынбашак

На каждом доме установлены солнечные батареи или что-то подобное:

Пейзажи постепенно меняются, перегон Гечит — Демиркапы:

Перегон Гечит-Демиркапы

Перегон Чадыркая — Эрбаш, ГЭС на реке Карасу:

Перегон Чадыркая-Эрбаш, ГЭС

Пересекаем реку Карасу:

Перегон Чадыркая-Эрбаш, река Карасу

Посёлок Кючюкгечит:

Перегон Ашкале-Кандилли, Кючюкгечит

Перегон Ашкале — Кандилли:

Перегон Ашкале-Кандилли

Перегон Кандилли — Ылыджа, знак видно даже на спутниковых картах:

Перегон Кандилли-Ылыджа

Прибыли в Эрзурум с опозданием на полчаса, поскольку времени на осмотр немного, сразу идём в город. А к поезду ещё цепляют какой-то вагон. У вокзала установлены железнодорожные памятники, колёсная пара:

Колесная пара у вокзала Эрзурум

Ручная дрезина:

Ручная дрезина у вокзала Эрзурум

Паровоз:

Паровоз у вокзала Эрзурум

Здание вокзала Эрзурума:

Вокзал Эрзурума

От вокзала поднимаемся по улице Истасьон до перекрестка с улицей 50. Yil, новая мечеть Мехмет Захид Котку, названная в честь Мехмета Захида (1897-1980) мусульманского писателя и проповедника:

Мечеть Мехмет Захид Котку в Эрзуруме

Дальше поднимаемся по улице Орхан Шерифсой. На перекрестке с улицей Гюрджюкапы находится мечеть Гюрджю Капы Али Ага:

Мечеть Гюрджю Капы Али Ага в Эрзуруме

Дальше улица называется Мендерес, проходим мимо мечети Калешейх:

Мечеть Калешейх, Эрзурум

Сквозь переулок видна мечеть Бакырджи:

Мечеть Бакырджи, Эрзурум

Поднялись к улице Аязпаша, на площади находится караван-сарай Ташхан Рустема-паши. Был возведен примерно в 1560 году, в 1972 году был сделан капитальный ремонт:

Ташхан (базар Рустем Паша), Эрзурум

Ташхан

С площади сворачиваем направо и идём немного вниз по улице Иззет Паша в мечети Бакырджы:

Мечеть Бакырджи в Эрзуруме

Дворами и переулками мимо еще одной мечети (не смог определить её название)

выходим к музею «Дом Ататюрка», построенному к 100-летию Мустафы Кемаля:

Музей дом Ататюрка в Эрзуруме

Рядом находится еще одна безымянная мечеть:

Выбираемся на площадь к медресе Якутие, построенному в 1310 году Ходжой Джелаледдином Якутом, в котором находится музей Исламской Культуры:

Медресе Якутие в Эрзуруме

Рядом находится мечеть Лала Паша, идёт реконструкция:

Мечеть Лалапаша, Эрзурум

Административное здание на перекрестке Али Рави и ул. Cumhuriyet:

Поднимаемся дальше по улице Али Рави, мечеть Ибрахим Паша, построенная в 1748 году:

Мечеть Ибрахим Паша, Эрзурум

Чуть выше — каменные армейские склады:

Каменные армейские склады, Эрзурум

За складами поворачиваем налево на ул. Шериф Ефенди и идём вдоль них. На этой улице расположена мечеть Дженнет Заде:

Мечеть Дженнет Заде в Эрзуруме

Улица приводит к трём мавзолеям Уч Кюмбетлер, от вокзала набрали 200 метров вверх, тут ок. 1900 метров над уровнем моря. Мавзолеи — это три могильника 12 века, принадлежащие эмиру Салтуку, эмиру Султану и дочери султана Аладдина.:

Три мавзолея Уч-Кюмбетлер в Эрзуруме

Рядом находится какое-то интересное здание, но что там, определить не удалось:

Небольшая мечеть, возможно Гюрджу Мехмет Паша:

Спускаемся к медресе Чифте Минарели (Двухминаретное), построенному в 1253 году султаном Аладдином для своей дочери, которое тоже ремонтируется:

Медресе Чифте Минарели в Эрзуруме

Медресе Чифте Минарели в Эрзуруме

Мечеть Нарманлы 1738 года:

Мечеть Нарманлы, Эрзурум

От медресе идём в крепость:

Крепость Эрзурум

Крепость на холме, с неё открываются виды на город:

Мечеть Куршунлу:

Мечеть Куршунлу в Эрзуруме

Башня с часами в крепости:

Башня с часами в крепости Эрзурум

Теперь спускаемся вниз мимо мечети Эсатпаша 1853 года:

Мечеть Эсатпаша, Эрзурум

Спустились к Ташхану и мечети Первизоглу 1716 года:Мечеть Первизоглу, Эрзурум

На этом осмотр Эрзурума был завершен и начались поиски автобуса на автовокзал. Автовокзал в Эрзуруме находится за городом почти рядом с аэропортом, но туда ходит городской автобус. С помощью опроса местного населения нашли остановку и узнали номер автобуса. Ждали довольно долго и уже начали переживать, но автобус всё-таки приехал. Доехали на нём до автовокзала и стали искать транспорт в Хопу. К сожалению, в этот день был только долгий рейс в 17:30, который идет больше 5 часов через Тортум и Артвин. Автобус представлял собой нечто типа «Эталона». Как выяснилось, он заезжает на ещё один автовокзал, расположенный в городе недалеко от станции. К моменту выезда из Эрзурума стемнело. поэтому ничего не было видно, оставалось только читать, дремать, смотреть в навигатор. Дорога очень извилистая с множеством тоннелей и парой перевалов, в светлое время должно быть и живописная. К 11 вечера добрались до Хопы, стали думать, что делать, то ли ночевать, то ли ехать в Батуми. В итоге, пошли вдоль трассы — отелей там полно, но решили постопить. Через какое-то время нас подобрал пустой автобус и за 15 лир довез до границы. Границу переходили пешком, очередей не было, поэтому прошли достаточно быстро. На грузинской стороне отошли от стоянки такси и также решили стопить, но поймали таксиста, который отвез нас в найденный через инет отельчик, стоил он 60 лари за номер, но Женя сторговался за 50 :). К часу ночи этот длинный день, наконец, закончился. Утром предстоял осмотр Батуми и отбытие дальше.