Эрзурум и дорога в Батуми
Итак, продолжается путешествие домой из Стамбула. Накануне вечером выехали на «Восточном экспрессе» из Анкары. Ехали в вагоне СВ, шикарный вагон! Двухместные купе с верхней и нижней полками, нижняя трансформируется в кресла
В купе есть столик с тумбочкой, холодильник, умывальник, есть розетки. В холодильнике был сок, вода и еще что-то бесплатно (вхдит в стоимость билета), также был кондиционер. Коридор обычный, тамбуров нет:
Вагон был хвостовым, можно было смотреть назад:
Туалет работал только один, азиатского типа (дырка в полу). Должен быть еще европейский, но он был закрыт. Окончательно встал после Сиваса, поезд шел по долине реки Чалты:
К сожалению, окна не открываются, поэтому пришлось снимать через стекло. Восходящее солнце удачно оказалось с другой стороны вагона и подсвечивало горы:
Поселок Адатепе:
В районе Адатепе река Чалты впадает в Фырат (Ефрат) и дорога идет удальше уже вдоль неё:
ГЭС «Багышташ-II»:
Из-за ГЭС река разливается:
Выехали из ущелья:
Проезжаем станцию Багышташ:
Дальше еще одна плотина — ГЭС «Багышташ», побольше предыдущей:
Холмистая долина:
Посёлок Атма:
За посёлком Илич дорога снова идет по ущелью, много тоннелей:
Вокзал станции Гюллюбаг:
Дальше снова долина с холмами желто-красных оттенков:
Прибыли в достаточно крупный город Эрзинджан. Мечеть Asagi:
На станции довольно много различных вагонов:
Дорога поворачивает почти на 90 градусов вправо по ходу движения поезда на юго-восток, и идет теперь вдоль горного хребта, постепенно набирая высоту, которая к Эрзуруму составит около 1700 метров над уровнем моря:
На каждом доме установлены солнечные батареи или что-то подобное:
Пейзажи постепенно меняются, перегон Гечит — Демиркапы:
Перегон Чадыркая — Эрбаш, ГЭС на реке Карасу:
Пересекаем реку Карасу:
Посёлок Кючюкгечит:
Перегон Ашкале — Кандилли:
Перегон Кандилли — Ылыджа, знак видно даже на спутниковых картах:
Прибыли в Эрзурум с опозданием на полчаса, поскольку времени на осмотр немного, сразу идём в город. А к поезду ещё цепляют какой-то вагон. У вокзала установлены железнодорожные памятники, колёсная пара:
Ручная дрезина:
Паровоз:
Здание вокзала Эрзурума:
От вокзала поднимаемся по улице Истасьон до перекрестка с улицей 50. Yil, новая мечеть Мехмет Захид Котку, названная в честь Мехмета Захида (1897-1980) мусульманского писателя и проповедника:
Дальше поднимаемся по улице Орхан Шерифсой. На перекрестке с улицей Гюрджюкапы находится мечеть Гюрджю Капы Али Ага:
Дальше улица называется Мендерес, проходим мимо мечети Калешейх:
Сквозь переулок видна мечеть Бакырджи:
Поднялись к улице Аязпаша, на площади находится караван-сарай Ташхан Рустема-паши. Был возведен примерно в 1560 году, в 1972 году был сделан капитальный ремонт:
С площади сворачиваем направо и идём немного вниз по улице Иззет Паша в мечети Бакырджы:
Дворами и переулками мимо еще одной мечети (не смог определить её название)
выходим к музею «Дом Ататюрка», построенному к 100-летию Мустафы Кемаля:
Рядом находится еще одна безымянная мечеть:
Выбираемся на площадь к медресе Якутие, построенному в 1310 году Ходжой Джелаледдином Якутом, в котором находится музей Исламской Культуры:
Рядом находится мечеть Лала Паша, идёт реконструкция:
Административное здание на перекрестке Али Рави и ул. Cumhuriyet:
Поднимаемся дальше по улице Али Рави, мечеть Ибрахим Паша, построенная в 1748 году:
Чуть выше — каменные армейские склады:
За складами поворачиваем налево на ул. Шериф Ефенди и идём вдоль них. На этой улице расположена мечеть Дженнет Заде:
Улица приводит к трём мавзолеям Уч Кюмбетлер, от вокзала набрали 200 метров вверх, тут ок. 1900 метров над уровнем моря. Мавзолеи — это три могильника 12 века, принадлежащие эмиру Салтуку, эмиру Султану и дочери султана Аладдина.:
Рядом находится какое-то интересное здание, но что там, определить не удалось:
Небольшая мечеть, возможно Гюрджу Мехмет Паша:
Спускаемся к медресе Чифте Минарели (Двухминаретное), построенному в 1253 году султаном Аладдином для своей дочери, которое тоже ремонтируется:
Мечеть Нарманлы 1738 года:
От медресе идём в крепость:
Крепость на холме, с неё открываются виды на город:
Мечеть Куршунлу:
Башня с часами в крепости:
Теперь спускаемся вниз мимо мечети Эсатпаша 1853 года:
Спустились к Ташхану и мечети Первизоглу 1716 года:
На этом осмотр Эрзурума был завершен и начались поиски автобуса на автовокзал. Автовокзал в Эрзуруме находится за городом почти рядом с аэропортом, но туда ходит городской автобус. С помощью опроса местного населения нашли остановку и узнали номер автобуса. Ждали довольно долго и уже начали переживать, но автобус всё-таки приехал. Доехали на нём до автовокзала и стали искать транспорт в Хопу. К сожалению, в этот день был только долгий рейс в 17:30, который идет больше 5 часов через Тортум и Артвин. Автобус представлял собой нечто типа «Эталона». Как выяснилось, он заезжает на ещё один автовокзал, расположенный в городе недалеко от станции. К моменту выезда из Эрзурума стемнело. поэтому ничего не было видно, оставалось только читать, дремать, смотреть в навигатор. Дорога очень извилистая с множеством тоннелей и парой перевалов, в светлое время должно быть и живописная. К 11 вечера добрались до Хопы, стали думать, что делать, то ли ночевать, то ли ехать в Батуми. В итоге, пошли вдоль трассы — отелей там полно, но решили постопить. Через какое-то время нас подобрал пустой автобус и за 15 лир довез до границы. Границу переходили пешком, очередей не было, поэтому прошли достаточно быстро. На грузинской стороне отошли от стоянки такси и также решили стопить, но поймали таксиста, который отвез нас в найденный через инет отельчик, стоил он 60 лари за номер, но Женя сторговался за 50 :). К часу ночи этот длинный день, наконец, закончился. Утром предстоял осмотр Батуми и отбытие дальше.