Поездка в Стамбул в октябре 2015, день 1
17 октября 2015 года прошла юбилейная встреча форума ЖД-клуба — Поездовка-20. Лететь на выходные в Стамбул было бы как-то неправильно (хотя некоторым пришлось так поступить), поэтому, как всегда, было запланировано большое путешествие. На этот раз было решено возвращаться из Стамбула сухопутным транспортом через всю Турцию, Грузию и, конечно, Россию. Посетили Анкару, Эрзурум, Батуми, Тбилиси, Владикавказ и Волгорад, т.к. ехать из Владикавказа в Москву показалось банальным. Впрочем, обо всём по порядку.
В Стамбул летели прямым рейсом Пегасуса из Домодедово в пятницу вечером с коллегой из Набережных Челнов. Поскольку он приезжал утром, выдвинулись в аэропорт достаточно рано, но по пути погуляли по городу Домодедово. Откуда уже местным автобусом прибыли в аэропорт. В Домодедово ничего не снимал. В аэропорту немного поснимал через окно самолеты, не очень получилось.
Оранжевый Саратовские авиалинии, вроде

Somon Air, Таджикистан:

Austrian:

Вылет задержали и прилетели позже, но не сильно, не более получаса. Наш самолет в аэропорту Сабиха Гёкчен:

Была большая очередь на паспортный контроль, хорошо, что стали пропускать через контроль «для граждан», передо мной в очереди был Коля и во время прохождения контроля у них сеть зависла, а я напрягся, потому что все остальные мигом пролетали. Но все прошло ок, мне ничего не сказали, поставили штам где-то в середине паспорта, еле нашел. Забрали вещи с ленты и вышли в зал, где нас уже ждал Сергей, прилетевший откуда-то из Турции. Поскольку Сабиха находится на окраине Стамбула и метро до неё еще не достроили, то пришлось ехать автобусом, предварительно купив в автомате карту Istanbulcart, которая дает скидки на проезд на общественном транспорте, достаточно выгодно. На экспрессе примерно за час доехали до Кадыкёя, сняли денег, перекусили, и пошли искать гостиницу, довольно быстро нашли и заселились. Кадыкёй выбрали, исходя из удобного для нас расположения — старт встречи был назначен на вокзале Хайдарпаша, а в понедельник утром нам нужно было в Пендик, на поезд, а туда прямая ветка метро от Кадыкёя, как раз.
Итак, утром 17 октября ыдвинулись на вокзал Хайдарпаша, сейчас он закрыт и к нему ведет пустынная улочка:

На вокзале пустынно, но касса работала, хотя ближайшая станция с поездами — Пендик. На вокзале стоят старые электропоезда:

Вагоны:

И бродят коты, котов в Стамбуле полно:

Мемориал с Ататюрком:

Интерьеры:

На улице паровозик-памятник:

Строения пристани Хайдарпаша:

Вид на пристань Кадыкёй:

Залив и район Кадыкёй:

С вокзала двинулись в сторону станции Айрылыкчешмеси линии Мармарай по обычной стамбульской улице:

Поезд линии Мармарай, идет по тоннелю под Босфором:

Картина на станции или в переходе, не помню уже:

А целью данного этапа, помимо обкатки поезда Мармарай, был вокзал на европейской стороне — Сиркеджи. Тоже закрыт, но людей побольше.

Внутри:

Потолок и люстра:

Уютная платформа:

Здесь тоже есть памятник Ататюрку:

На улице нежатся котики:

По узким улицам ездят длинные трамваи:

Дерево зажало между домами:

А мы топаем вверх к дворцу Топкапы:

Первый двор дворца Топкапы:

Ворота Баб-юс Селам:

В сам дворец не пошли, не было времени, на его посещение полдня надо.
Церковь св. Ирины — одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя, расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Айя-Ирена представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Внутри стоит саркофаг, в котором, по преданию, покоятся останки Константина. Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае — июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

Выходим из дворца через главный вход — Имперские врата (Баб-ы Хюмайун):

За воротами фонтан Ахмеда III (фонтан Палача), в нём палач омывал руки и саблю после казней, фонтан построен (1728-1729):

Напротив — Айя-София, собор Святой Софии — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья.
Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Вышли на площадь имени собора, бани Роксоланы — первый сдвоенный (мужской и женский) хамам в Стамбуле построен в 1556 году Мимаром Синаном по заказу Хасеки Хюрем, любимой жены султана Сулеймана I и матери султана Селима II, больше известной под именем Роксолана:


На углу у Айя-Софии находится мавзолей султана Мехмеда III (26 мая 1568 — 22 декабря 1603):

Парк Султан Ахмет и мечеть Султанахмет («Голубая мечеть»):

Айя-София с парадной стороны:

Интересный агрегат:

Мечеть Фируз-Ага одна из самых старых и красивых мечетей квартала Бинбирдирек, построена в 1491 г. на средства Фируз-аги — главного казначея султана Баязида II. Небольшая мечеть с одним минаретом, в традиционном османском стиле, стоит почти напротив остановки трамвая на краю парка Мехмет Акиф Эрсой:

Немецкий фонтан — был подарен Османской империи Германской империей в память о втором визите в Стамбул кайзера Вильгельма II в 1898 году. Проект фонтана был разработан архитектором Спиттой, постройкой руководил архитектор Шоель. Фонтан был сконструирован в Германии, затем по частям перевезён в Стамбул и собран на своём современном месте. Фонтан выстроен в неовизантийском стиле, и представляет собой восьмиугольную беседку:

Площадь Султанахмет — главная площадь Стамбула, расположенная в историческом центре города в микрорайоне Султанахмет района Фатих. Состоит из двух частей: площади между Айя-Софией и Голубой мечетью и непосредственно площади Ипподрома, на которой до нашего времени сохранились колонны и обелиски, установленные в византийский период и Немецкий фонтан, на фото площадь Ипподрома:

Проход к мечети Султанахмет с площади Ипподрома:

Мечеть Султанахмет (Голубая мечеть), к сожалению, нормально не получается снять:


Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет (тур. Sultanahmet Camii) — первая по значению мечеть Стамбула. Насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив музея Ая-София. Мечеть является одним из символов города. Строительство мечети началось в августе 1609 года, длилось семь лет и было завершено в 1616 году. Архитектор мечети — Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метров и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне.
Выходим опять на пл. Ипподрома, где установлены обелиски:

Возвращаемся к улице Диванйолу:

По ней ходят трамваи:

Но мы идем пешком в сторону Аксарая и Гранд-базара, проходим мимо мавзолея султана Махмуда II. Гробница Махмуда II стоит в большом мраморном мавзолее — тюрбе (1840), который построили (арх. Карапет Бальян) на пресечении Divanyolu Cad. и Turbedar Sok. Восьмиугольный массивный мавзолей, спроектированный в стиле ампир, отражает влияние западной архитектуры:

На площади Чемберлиташ, которая находится на месте древнего форума императора Константина, стоит колонна, построенная около 330 года:

Мечеть Атык Али-паши построена в период 1486-1497 на средства евнуха Атык Али-паши, везира султана Баязида II:

Комплекс Коджа Синан-паши, построенный в 1593 году:

Выходим к площади Баязида и одноименной мечети, построенной в 1500-1506 годах. Рядом находятся ворота Гранд базара и главные ворота Стамбульского университета:

А мы пошли на базар, узко, тесно, много людей:


Внутри, необычно и красиво, но рынок и есть рынок:

Дальше разбрелись кто куда, оговорив время встречи на остановке трамвая. Собравшись, доехали на трамвае линии Т1 до остановки Топкапы:

Над остановкой находится одноименный парк:

А в парке Панорама 1453, мечеть Топкапы Бахаттин Улусой:

А мы садимся на трамвай линии Т4 с высокими платформами, напоминающий электропоезд:

И едем на нём в район Эйюп, до бульвара Эйюп Султан:

Продаются самовары, внезапно:

Встречаются люди с огромными коробками на тележках, картон или ещё что-то собирают вроде:

Спускаемся по бульвару, пока народ познает счастье балык-экмека, фотографирую транспорт, местные маршрутки — долмуши:


Спустились к комплексу Эйюп Султан, гробница Эйюпа Аль-Ансари (1484):

Мечеть и гробница личного знаменосца Пророка Мухаммеда Эйюпа Аль-Ансари — четвёртая (после Мекки, Медины и Иерусалима) святыня Ислама. Мечеть построена в 1459 году по распоряжению султана Мехмеда II на месте захоронения Абу Эйюпа эль-Ансари:

Лестница на кладбище Султан Эйюп:

Кладбище на склоне:

Пришли на нижнюю станцию канатной дороги:

Поднялись наверх, на смотровую. Отсюда открывается шикарный вид на бухту Золотой Рог:



Насмотревшись, спустились вниз и пошли назад к мечети Эйюп. По пути увидели «Кошкин дом»:

Только вышли не на бульвар Эйюп, а пошли по улице Залпаша:

Мечеть Залмахмут Паша. построена с 1574 по 1580 год по заказу визиря Зал Махмуд-паши и его жены Шах Султан:

В лавке торговца свежей рыбой снова случился приступ любви к балык-экмеку:

Кот охраняет вход:

Узкие улочки, справа внизу автомобиль сильно похож на ВАЗ-2105:

Выбрались на развязку Айвансарай:

И пошли на остановку метробуса — это такой автобус, идущий по выделенке, ходят с неимоверной частотой, но все-равно почти битком, и это в выходной.


На метробусе доехали до остановки Зинджирликую, и по длиннющему переходу с травалаторами пошли к ст.м. Гайреттепе линии М2;

Поезд метро:

Доехали до станции «4 Левент» и вышли в современный район с башнями, Сояк-центр:

Но целью была башня «Сапфир Стамбула», высочайший дом в Стамбуле. Внутри была реклама выставки восковых фигур, неожиданно увидели Ф.М. Достоевского:

Билет на посещение смотровой стоил 15 лир, кажется. В скоростном лифте есть табло с местоположением и скоростью:

С башни виден почти весь город:





Башня «Сапфир» снаружи, высота 261 метр со шпилем:

Посетив высотку, вернулись в метро и поехали на станцию Халич, которая находится на мосту через Золотой Рог. Мечеть Азапкапы Соколлу (построена в 1577-1578 г.г.):

Остатки какого-то сооружения под метромостом:

По улице Терсане добрались до пересечения с Кемералты:


А наша цель — старейший фуникулёр (метро) Тюнель, ему исполнилось 140 лет. Эта линия ныне Ф2, а вообще Тюнель — старинная карликовая линия метро, всего с двумя станциями, расположенная в европейской части Стамбула. Открылась в 1875 году. Тюнель является одной из самых старых и одной из самых коротких линий метро в мире. Мы поднялись от Каракёя до ст. Бейоглу на площади Тюнель:

Вышли на площадь Тюнель:

Следующий пункт программы — поездка на ретро-трамвае, следующему по пешеходной улице Истикляль (что-то типа московского Арбата, только сильно многолюднее):

Трамвай с трудом продирается сквозь толпу:

В самом трамвае тоже битком народа. Вид изнутри:

Доползли до второй конечной — площади Таксим, тут уже удалось снять сам трамвай:


Заглянули в трамвайное депо:

Монумент Республики на пл. Таксим, был воздвигнут в 1928 году после окончания войны за независимость:

Греческая церковь св. Троицы, открыта в 1880 году и считается самым большим функционирующим православным культовым сооружением нынешнего Стамбула:

Улица Cumhuriyet от площади Таксим:

По переходу прошли на новый фуникулёр, линия Ф1 Таксим-Кабаташ:

Со станции фуникулёра быстро переместились на пристань и прыгнули в кораблик до Кадыкёя, водный транспорт в Стамбуле пользуется огромной популярностью и является повседневным средством передвижения, а не экскурсионным транспортом. Уже стемнело, поэтому с корабля особо не поснимаешь, но кое-что получилось. Мечеть Долмабахче, также известна как мечеть Безмиалем Валиде Султан. Строительство мечети было начато в 1853 году по приказу матери султана Абдул-Меджида:

Кабаташ в ночи:

Собор Святой Софии и Голубая мечеть:

Вокзал Хайдарпаша:

Попутный паром:

Ещё один тип парома на пристани Кадыкёй:

На Кадыкёе долго бродили по узким улочкам:

В поисках заведения для ужина, но, в конце концов, нашли довольно уютное заведение со свободными местами на терраске 2 этажа, где и отметили завершение встречи. Алкоголя в меню не было, это, наверное, была первая безалкогольная Поездовка, но зато был очень вкусный лимонад. Надо отметить, лимонад в Турции, да и в Грузии выше всяких похвал. Так прошел первый день в Стамбуле.