25-26 июля съездил в велопоход по маршруту Сухиничи-Козельск (Оптина Пустынь)-Калуга. Желающих снова не нашлось, так что поехал один. Трек:
Трек почищен, в реальности получилось 78 + 90 км — 168 км. Выехал на ранней калужской электричке, в Тихоновой Пустыни видел троих велосипедистов с баулами, похоже, вышли с моей электрички, хотя там и встречная из Калуги была чуть раньше. Пересаживался на пл. Садовая, в БПА и на билете, почему-то, указана как пл. 154 км. Не на Муратовке, т.к. на Садовой платформа высокая и ждать меньше. Кассы нет, обилечивался у контролеров без сбора уже в сухинической эльке.
В 10:19 прибыли в Сухиничи-Главные. Можно выйти в Узловых и проехать через весь город лишних километров 5. Какой-то храм точно есть — его видно из вагона. Минут 15 покупал воду в магазинчике — ох уж эта провинциальная неторопливость. В 10:35 где-то все-таки выехал. Сразу от станции подъем, по ул. Победы. Судя по состоянию покрытия, её, видимо, сохранили как памятник истории «Результаты бомбардировки». В конце подъёма перекресток с ул. Ленина, плавно перетекающей в дорогу на Середейск. Еду по ней километра 4 до поворота на Стрельну.
Справа видны остатки насыпи бывшего ж/д обхода Сухиничей:
На Стрельну идет пыльный грейдер:
Ехать по нему довольно долго и машины есть, но не очень много. Еду и радуюсь, что накануне забрал из ремонта мтб с хорошей вилкой, на гибриде б все руки отбил. Вокруг красота! Поля:
Грейдер:
Где-то между Брынцами и Субботино:
Насекомых почти нет, дует встречный ветер, не жарко и солнечно — что может быть лучше? На 19-м километре грейдер уходит вправо на Субботино, а мне прямо по бетонке на Верхние Ополенки:
Через пару километров сворачиваю с основной дороги на грунтовку на Верхние Ополенки и Висково:
Одуряюще пахнет травами и красиво:
Перед Опоенками овраг:
За оврагом развалины чего-то сельскохозяйственного и дорога превращается в колею в траве:
Дороги в обход Висково не заметил или она заросла, сделал крюк в деревню через тоннель из двухметрового борщевика, крапивы и репейника, к счастью, кто-то там ездит и прорубил его. После Висково снова еле заметная колея в траве, ехать тяжело, трава наматывается на кассету и забивается в ролики заднего переключателя. Хорошо еще нет туч насекомых. После Криуши выбрался, наконец, на нормальную грунтовку вдоль поля, долго вычищал траву из велика, отмахиваясь от мух. Такая вот дорога, по ней я приехал:
Впереди Славышено, видны следы деятельности человека:
У Славышено выбираюсь на грейдер, который тянется до Волконского, параллельно ему есть грунтовка:
Вокруг просторы!
Левее Волконское и церковь Владимирской иконы Божией Матери 1771 года:
А впереди — просторы:
В Волконском купил кваску на обед и поехал дальше мимо фермы с уже обедающими коровами через поле выбрался, наконец, к Жиздре, но берег слшком крутой, поэтому пришлось довольствоваться видами, но дальше дорога накатана и машины ездят, возможно, есть спуск к воде.
В Булатово брод через речку Лукосну, оказался глубже, чем на первый взгляд — замочил ноги. За Булатово грунтовка, постепенно превращающаяся в колею в траве, затем опять улучшающаяся. В Клюксах пересекаю грейдер, а за деревней дорога ныряет в овраг:
Из оврага крутой подъём с песочком, приходится даже идти пешком. Затем поле и деревня Березичи. Посередине деревни магазинчик, а на перекрестке с асфальтом — ларёк, часов работы не знаю. Выезжаю на асфальт и пересекаю Жиздру, за ней подъём, дорога разбила, автомобилисты накатали грунтовую альтернативу. Заезаю на территорию Березичской школы-интерната, здесь находятся руины усадьбы князей Оболенских, хорошее место. Руины:
Проехался по парку-лесу, есть даже схема:
Там же располагается лесничество:
Из лесничества выезжаю в посёлок Березичского стеклозавода, стеклозавод выглядит не очень. В посёлке есть магазин, работает с 9 до 20, вроде, закупаюсь там на ужин и еду дальше по треку. Через пару километров лес, перед лесом брод через ручей, в котором опять мочу ноги. В лесу начинается песок, местами ехать невозможно. На фэте или лёгком веле, думаю, будет нормально, радуюсь, что не на гибриде. Там же появляются куча слепней и комаров, и медленно идти становится плохо.
Грибы растут чуть ли не на дороге:
Но, большей частью, можно всё-же ехать, После моста через Сосенку уже еду всё время. Ближе к выезду из леса обнаруживаются остатки какой-то бетонной конструкции:
И видны рельсы перегона Тупик-Слаговищи:
Вокруг прекрасный сосновый лес и уже укатанная дорога:
Дорога выводи в Тупик:
Это платформа на ветке Козельск-Белёв. Пути станции и храм Богоявления Господня, новодел 2010 года:
Стилизованный указатель:
Пути на Белёв:
Станционное здание находится уже на ветке Козельск-Тула:
Вид на Черепеть:
Путевое развитие станции:
Дальше начинается асфальт. На перекрестке с дорогой Козельск-Сосенский установлен памятный знак Козельского механического завода в виде грузовика:
Пересекаю трассу и еду к Оптиной Пустыни. Тут ве с размахом — стоянка, будка с охранником на входе, все как надо. Видел указатель к источнику, так что, наверное, воды можно набрать, в случае чего. Пофоткал немного. общий вид со стоянки и от входа:
И поехал дальше к реке, дорога идет в обход монастыря. Церковь Спаса Преображения, 2009 год:
Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери (1988) и колокольня:
Паромная башня:
Северные ворота, церкви Марии Египетской и Анны Праведной, и собор Введения во храм Пресвятой Богородицы:
Какие-то домики:
Дальше проехал дачный посёлок и стал искать место для ночлега, поле заросло травой, берега крутые, покатался, нашел спуск к воде и встал возле него. Жиздра:
На втором фото видна труба слива из очистных Сосенского, встал до неё, напротив пляжика с рыбкаками на первом фото. Место было, конечно, открытое, но высокая трава почти скрывала палатку и ночью её, думаю, не было видно. Пляжей тоже, вроде, нет, поэтому ночных нашествий не ожидал. Ночью, конечно, ездили машины, слышны были голоса, но всё прошло тихо.
День 2
С утра начало припекать, поэтому к 8 утра уже собрался и выдвинулся. Через поле дороги на Сосенский не нашел, поехал еазад в объезд через СНТ, впрочем, крюк небольшой. Дорога песчаная укатанная:
Дорогу на поле исходного трека видел на повороте, значит, только в поле подзаросла. От очистных начинается бетонка, идет подъём:
Ближе к Сосенскому начинается асфальт. Через город проехал почти без остановок, магазин не нужен был. Остановился только снять храм преподобного Серафима Саровского 2002 года:
Выбрался на дорогу в Шепелево и почти сразу ушел налево на Гранный Холм. Увидел знак о мемореале лётчиков, решил заехать. Мемориал немного в стороне от дороги, но недалеко:
Табличка гласит: «Вечная память героям-лётчикам экипажа самолёта АН-8 №48101, погибшим при выполнении служебного задания 27 сентября 1988 года, и ценой своих жизней спасшим жителей города Сосенский от смертельной опасности».
Подробнее о катастрофе можно почитать тут.
Асфальт идет до Гранного Холма, а дальше в лесу начинается песок, местами ехать невозможно, + появляются слепни и комары и становится совсем печально. Но, бОльшая часть, всё же, проезжается. В лесу очень красиво:
Когда едется, прям радуешься. В общем, часам к 11 выбрался в Ильинское, там есть магазин, отдохнул, поел мороженого, закупил водички, пообщался с алкашами. Романтика… Пересекаю Жиздру по мосту и ухожу в поле в сторону Перемышля. Становится жарко, от травы идет сильный жар и сверху припекает. Поехал не по треку, а опять по наиболее прямой траектории. В полях что-то растет, точно есть кукуруза. Дорога сначала слека заросшая, потом выехал на более накатанную, к Перемышлю идет уже бетонка. Виды:
Перемышль на возвышенности:
Собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный между 1550-1590 годами, самый старый памятник Перемышля:
Церковь Сошествия Святого Духа, середина 18 века:
Поднимаюсь вверх, на подъёме прям совсем пекло, как на сковородке. Поднялся к церкви, она реставрируется, рядом скверик с лавочками и дорожками.
Со смотровых площадок видны — собор:
Долина Оки, виды великолепные, конечно:
Река уже Ока, с Жиздрой они сливаются неподалёку. Рядом с храмом центральная площадь и магазин с кондиционером и холодными напитсками, решил тут же в сквере в теньке пообедать. Надо было посидеть там пару часов, переждать жару, но решил ехать. Монумент Героям Великой Отечественной войны и администрация Перемышля:
На перекрёстке улиц Ленина и Коммунистической стоит церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в период между 1710 и 1750 гг.:
Задворками Перемышля выбираюсь на трассу и пилю в сторону Калуги, трасса оживленная, обочины почти нет, но ехать можно. За мостом через реку Сушка, заезжаю в тенёк и думаю, что делать дальше, то ли ехать по треку, то ли по трассе. Решил ехать по трассе, побоялся, что будет опять песок в лесу, а сил с ним бороться уже не будет. Отдохнул и поехал потихоньку дальше. После подъёма перед Колюпаново заехал в тень и лежал минут 20, а то совсем уже припекло. В Секиотово ушел с трассы и проехал через посёлок, чтобы не крутиться по развязке а просто повернуть там направо. Спустился в Ромоданово к Оке, там вроде есть переправа, но не узнавал, что как. Зато наснимал видов Калуги.
Казанская церковь (Спаса Преображения), построена в 1711 году:
Слева Казанский собор 17 века (красное здание с серыми куполами), вдали видны купола церкви Богоявления Господня (нач. 17 века):
Общий вид на администрацию области:
Парк отдыха, набережная, колокольня Троицкого кафедрального собора:
Вид в сторону Яченского водохранилища:
Дальше заехал под мост, искупался и поехал на вокзал. Порадовал свежий чёрный асфальт на подъёме от моста, прямо то, что нужно, при такой температуре :). Хорошо, что дальше уже были тенистые улицы. На вокзал приехал в 16:30, где-то как раз успел купить перекусить и на 16:50 уехал домой. Электричку подали на низкую платформу, пришлось покорячиться, спасибо девушке в тамбуре, помогла!