Велопоход Сухиничи-Козельск-Калуга

25-26 июля съездил в велопоход по маршруту Сухиничи-Козельск (Оптина Пустынь)-Калуга. Желающих снова не нашлось, так что поехал один. Трек:

Трек почищен, в реальности получилось 78 + 90 км — 168 км. Выехал на ранней калужской электричке, в Тихоновой Пустыни видел троих велосипедистов с баулами, похоже, вышли с моей электрички, хотя там и встречная из Калуги была чуть раньше. Пересаживался на пл. Садовая, в БПА и на билете, почему-то, указана как пл. 154 км. Не на Муратовке, т.к. на Садовой платформа высокая и ждать меньше. Кассы нет, обилечивался у контролеров без сбора уже в сухинической эльке.

В 10:19 прибыли в Сухиничи-Главные. Можно выйти в Узловых и проехать через весь город лишних километров 5. Какой-то храм точно есть — его видно из вагона. Минут 15 покупал воду в магазинчике — ох уж эта провинциальная неторопливость. В 10:35 где-то все-таки выехал. Сразу от станции подъем, по ул. Победы. Судя по состоянию покрытия, её, видимо, сохранили как памятник истории «Результаты бомбардировки».  В конце подъёма перекресток с ул. Ленина, плавно перетекающей в дорогу на Середейск. Еду по ней километра 4 до поворота на Стрельну.

Справа видны остатки насыпи бывшего ж/д обхода Сухиничей:

На Стрельну идет пыльный грейдер:

Поворот на Стрельну

Ехать по нему довольно долго и машины есть, но не очень много. Еду и радуюсь, что накануне забрал из ремонта мтб с хорошей вилкой, на гибриде б все руки отбил. Вокруг красота! Поля:

Грейдер:

Грейдер на Брынцы

Где-то между Брынцами и Субботино:

Насекомых почти нет, дует встречный ветер, не жарко и солнечно — что может быть лучше? На 19-м километре грейдер уходит вправо на Субботино, а мне прямо по бетонке на Верхние Ополенки:

Дорога на Верхние Ополенки

Через пару километров сворачиваю с основной дороги на грунтовку на Верхние Ополенки и Висково:

Дорога на Висково

Одуряюще пахнет травами и красиво:

Перед Опоенками овраг:

За оврагом развалины чего-то сельскохозяйственного и дорога превращается в колею в траве:

Дорога Верхние Ополенки - Висково

Дороги в обход Висково не заметил или она заросла, сделал крюк в деревню через тоннель из двухметрового борщевика, крапивы и репейника, к счастью, кто-то там ездит и прорубил его. После Висково снова еле заметная колея в траве, ехать тяжело, трава наматывается на кассету и забивается в ролики заднего переключателя. Хорошо еще нет туч насекомых. После Криуши выбрался, наконец, на нормальную грунтовку вдоль поля, долго вычищал траву из велика, отмахиваясь от мух. Такая вот дорога, по ней я приехал:

Дорога Криуша - Славышено

Впереди Славышено, видны следы деятельности человека:

Поле у Славышено
Славышено

У Славышено выбираюсь на грейдер, который тянется до Волконского, параллельно ему есть грунтовка:

Дорога Славышено-Волконское

Вокруг просторы!

Левее Волконское и церковь Владимирской иконы Божией Матери 1771 года:

Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Волконское

А впереди — просторы:

В Волконском купил кваску на обед и поехал дальше мимо фермы с уже обедающими коровами через поле выбрался, наконец, к Жиздре, но берег слшком крутой, поэтому пришлось довольствоваться видами, но дальше дорога накатана и машины ездят, возможно, есть спуск к воде.

Жиздра у Булатово

В Булатово брод через речку Лукосну, оказался глубже, чем на первый взгляд — замочил ноги. За Булатово грунтовка, постепенно превращающаяся в колею в траве, затем опять улучшающаяся. В Клюксах пересекаю грейдер, а за деревней дорога ныряет в овраг:

Дорога Клюксы-Березичи

Из оврага крутой подъём с песочком, приходится даже идти пешком. Затем поле и деревня Березичи. Посередине деревни магазинчик, а на перекрестке с асфальтом — ларёк, часов работы не знаю. Выезжаю на асфальт и пересекаю Жиздру, за ней подъём, дорога разбила, автомобилисты накатали грунтовую альтернативу. Заезаю на территорию Березичской школы-интерната, здесь находятся руины усадьбы князей Оболенских, хорошее место. Руины:

Усадьба Оболенских, пос. Березичского стеклозавода
Усадьба Оболенских, пос. Березичского стеклозавода

Проехался по парку-лесу, есть даже схема:

Схема усадьбы Оболенских

Там же располагается лесничество:

Березичское лесничество

Из лесничества выезжаю в посёлок Березичского стеклозавода, стеклозавод выглядит не очень. В посёлке есть магазин, работает с 9 до 20, вроде, закупаюсь там на ужин и еду дальше по треку. Через пару километров лес, перед лесом брод через ручей, в котором опять мочу ноги. В лесу начинается песок, местами ехать невозможно. На фэте или лёгком веле, думаю, будет нормально, радуюсь, что не на гибриде. Там же появляются куча слепней и комаров, и медленно идти становится плохо.

Грибы растут чуть ли не на дороге:

Но, большей частью, можно всё-же ехать, После моста через Сосенку уже еду всё время. Ближе к выезду из леса обнаруживаются остатки какой-то бетонной конструкции:

И видны рельсы перегона Тупик-Слаговищи:

Вокруг прекрасный сосновый лес и уже укатанная дорога:

Дорога выводи в Тупик:

Платформа Тупик

Это платформа на ветке Козельск-Белёв. Пути станции и храм Богоявления Господня, новодел 2010 года:

Храм Богоявления Господня, Козельск

Стилизованный указатель:

Пути на Белёв:

Ст. Тупик

Станционное здание находится уже на ветке Козельск-Тула:

Здание ст. Тупик

Вид на Черепеть:

Вид на Черепеть от ст. Тупик

Путевое развитие станции:

Ст. Тупик

Дальше начинается асфальт. На перекрестке с дорогой Козельск-Сосенский установлен памятный знак Козельского механического завода в виде грузовика:

Памятный знак Козельского механического завода
Памятный знак Козельского механического завода

Пересекаю трассу и еду к Оптиной Пустыни. Тут ве с размахом — стоянка, будка с охранником на входе, все как надо. Видел указатель к источнику, так что, наверное, воды можно набрать, в случае чего. Пофоткал немного. общий вид со стоянки и от входа:

Монастырь Оптина Пустынь
Монастырь Оптина Пустынь

И поехал дальше к реке, дорога идет в обход монастыря. Церковь Спаса Преображения, 2009 год:

Церковь Спаса Преображения, Оптина Пустынь

Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери (1988) и колокольня:

Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери, колокольня, Оптина Пустынь

Паромная башня:

Паромная башня, Оптина Пустынь

Северные ворота, церкви Марии Египетской и Анны Праведной, и собор Введения во храм Пресвятой Богородицы:

Северные ворота, Оптина Пустынь

Какие-то домики:

Дальше проехал дачный посёлок и стал искать место для ночлега, поле заросло травой, берега крутые, покатался, нашел спуск к воде и встал возле него. Жиздра:

Река Жиздра
Река Жиздра

На втором фото видна труба слива из очистных Сосенского, встал до неё, напротив пляжика с рыбкаками на первом фото. Место было, конечно, открытое, но высокая трава почти скрывала палатку и ночью её, думаю, не было видно. Пляжей тоже, вроде, нет, поэтому ночных нашествий не ожидал. Ночью, конечно, ездили машины, слышны были голоса, но всё прошло тихо.

День 2

С утра начало припекать, поэтому к 8 утра уже собрался и выдвинулся. Через поле дороги на Сосенский не нашел, поехал еазад в объезд через СНТ, впрочем, крюк небольшой. Дорога песчаная укатанная:

Дорогу на поле исходного трека видел на повороте, значит, только в поле подзаросла. От очистных начинается бетонка, идет подъём:

Ближе к Сосенскому начинается асфальт. Через город проехал почти без остановок, магазин не нужен был. Остановился только снять храм преподобного Серафима Саровского 2002 года:

Храм прп. Серафима Саровского, Сосенский

Выбрался на дорогу в Шепелево и почти сразу ушел налево на Гранный Холм. Увидел знак о мемореале лётчиков, решил заехать. Мемориал немного в стороне от дороги, но недалеко:

Памятник погибшим лётчикам, Сосенский
Памятник погибшим лётчикам, Сосенский

Табличка гласит: «Вечная память героям-лётчикам экипажа самолёта АН-8 №48101, погибшим при выполнении служебного задания 27 сентября 1988 года, и ценой своих жизней спасшим жителей города Сосенский от смертельной опасности».

Памятник лётчикам, Сосенский

Подробнее о катастрофе можно почитать тут.

Асфальт идет до Гранного Холма, а дальше в лесу начинается песок, местами ехать невозможно, + появляются слепни и комары и становится совсем печально. Но, бОльшая часть, всё же, проезжается. В лесу очень красиво:

Когда едется, прям радуешься. В общем, часам к 11 выбрался в Ильинское, там есть магазин, отдохнул, поел мороженого, закупил водички, пообщался с алкашами. Романтика… Пересекаю Жиздру по мосту и ухожу в поле в сторону Перемышля. Становится жарко, от травы идет сильный жар и сверху припекает. Поехал не по треку, а опять по наиболее прямой траектории. В полях что-то растет, точно есть кукуруза. Дорога сначала слека заросшая, потом выехал на более накатанную, к Перемышлю идет уже бетонка. Виды:

Под Перемышлем
Под Перемышлем

Перемышль на возвышенности:

Перемышль

Собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный между 1550-1590 годами, самый старый памятник Перемышля:

Собор Успения Пресвятой Богородицы, Перемышль

Церковь Сошествия Святого Духа, середина 18 века:

Церковь Сошествия Святого Духа, Перемышль

Поднимаюсь вверх, на подъёме прям совсем пекло, как на сковородке. Поднялся к церкви, она реставрируется, рядом скверик с лавочками и дорожками.

Церковь Сошествия Святого Духа, Перемышль
Церковь Сошествия Святого Духа, Перемышль

Со смотровых площадок видны — собор:

Собор Успения Пресвятой Богородицы, Перемышль

Долина Оки, виды великолепные, конечно:

Река Ока, Перемышль
Река Ока, Перемышль

Река уже Ока, с Жиздрой они сливаются неподалёку. Рядом с храмом центральная площадь и магазин с кондиционером и холодными напитсками, решил тут же в сквере в теньке пообедать. Надо было посидеть там пару часов, переждать жару, но решил ехать. Монумент Героям Великой Отечественной войны и администрация Перемышля:

Монумент ВОВ, администрация, Перемышль

На перекрёстке улиц Ленина и Коммунистической стоит церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в период между 1710 и 1750 гг.:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Перемышль

Задворками Перемышля выбираюсь на трассу и пилю в сторону Калуги, трасса оживленная, обочины почти нет, но ехать можно. За мостом через реку Сушка, заезжаю в тенёк и думаю, что делать дальше, то ли ехать по треку, то ли по трассе. Решил ехать по трассе, побоялся, что будет опять песок в лесу, а сил с ним бороться уже не будет. Отдохнул и поехал потихоньку дальше. После подъёма перед Колюпаново заехал в тень и лежал минут 20, а то совсем уже припекло. В Секиотово ушел с трассы и проехал через посёлок, чтобы не крутиться по развязке а просто повернуть там направо. Спустился в Ромоданово к Оке, там вроде есть переправа, но не узнавал, что как. Зато наснимал видов Калуги.

Казанская церковь (Спаса Преображения), построена в 1711 году:

Церковь Казанская (Спаса Преображения), Калуга

Слева Казанский собор 17 века (красное здание с серыми куполами), вдали видны купола церкви Богоявления Господня (нач. 17 века):

Собор во имя Иконы Казанской Божией Матери, Калуга

Общий вид на администрацию области:

Калуга с Оки

Парк отдыха, набережная, колокольня Троицкого кафедрального собора:

Калуга с Оки

Вид в сторону Яченского водохранилища:

Калуга с Оки

Дальше заехал под мост, искупался и поехал на вокзал. Порадовал свежий чёрный асфальт на подъёме от моста, прямо то, что нужно, при такой температуре :). Хорошо, что дальше уже были тенистые улицы. На вокзал приехал в 16:30, где-то как раз успел купить перекусить и на 16:50 уехал домой. Электричку подали на низкую платформу, пришлось покорячиться, спасибо девушке в тамбуре, помогла!