Грузия-2015

Бакуриани-Тбилиси-Владикавказ

Около 4 утра 22 октября мы высадились на станции Хашури. Было темно и прохладно, станция пустынна, наведался в буфет, удивив тамошних жителей, после к нам, в зал ожидания приходил общаться Константин :). Присутствовал там и таксист, у которого спросил цену до Боржоми. Но т.к. ехать было рано, остались на вокзале. Ближе к 6 утра вышли на привокзальную площадь и увидели одинокое такси, думали, что это машина вокзального таксиста, но оказалось, в ней спал другой водитель, который запросил на 5 лари меньше. С ним и поехали. В Боржоми приехали рановато и довольно долго сидели на пустынной платформе станции Боржоми-грузовая, совмещенной широкой и узкой колеи. Время отправления близилось, но ни людей, ни поезда не было, подумали уже, что поезд не пойдет, но минут за 15 он, все-таки, приехал. Загрузились и поехали. Утренние фото не получилиь, но к отправлению рассвело и уже можно было снимать. Снимать не очень удобно, слишком много деревьев. Но кое-что удалось снять.

Узкоколейная железная дорога Боржоми — Бакуриани — выдающийся памятник железнодорожной техники конца XIX — начала XX веков. Железная дорога с шириной колеи 900 мм и длиной 38 км соединяет два населённых пункта в Боржомском районе Грузии: Боржоми и Бакуриани. Железная дорога построена для подвоза отдыхающих к минеральным источникам Бакуриани в 1898 — 1901 годах. Трасса узкоколейки проходит по горной местности со сложным рельефом, из-за чего в 1966 году она была электрифицирована на напряжение в 1500 В (постоянный ток). До этого на дороге использовались паровозы, один из которых, 1914 года выпуска, установлен на постамент в Боржоми). После электрификации железной дороги вместо паровозов началась эксплуатация узкоколейных электровозов серии ЧС11, построенных специально с учетом особенностей местности, через которую пролегает железная дорога. На дороге осуществляется регулярное пассажирское движение. Грузовое движение было частым до 1991 года, так как до распада СССР интенсивно использовалось месторождение Бакурианского андезита. После распада СССР месторождение андезита практически не используется. В основном дорога используется туристами, желающими полюбоваться видами гор, открывающимися из окон вагонов, однако после завершения курортного сезона этой железнодорожной веткой часто пользуются местные жители. Поездка из Боржоми в Бакуриани или обратно занимает 2-2,5 часа. Столь большая продолжительность поездки связана с частыми спусками и подъёмами, а также большой крутизной на участках маршрута.

Первые виды в начале подъёма:

Боржоми-Бакуриани

Погода достаточно мрачная:

Боржоми-Бакуриани

Станция Цагвери:

Цагвери

Рядом находится что-то типа депо с вагоном

Вагон на ст. Цагвери

и тепловозом

Тепловоз на ст. Цагвери

Оттуда мы приехали:

Ст. Цагвери, вид в сторону Боржоми

Едем дальше, поднимаемся выше:

Боржоми-Бакуриани

Приехали на станцию Цеми:

Ст. Цеми в сторону Боржоми

Вокзал на ст. Цеми:

Ст. Цеми

Хмурые осенние пейзажи:

Окрестности Цеми

Остановочный пункт Тба, полуразвалившийся павильон:

Тба

Железнодорожники прицепили «грузовые вагоны»:

Боржоми-Бакуриани

Станция Либани:

Либани

Платформа Патара-Цеми:

Патара-Цеми

Наконец, приехали в Бакуриани, и погода наладилась:

Поезд на ст. Бакуриани

Локомотив ЧС-11 покрасили в авангардном стиле:

ЧС11-08 на ст. Бакуриани

Вокзал в Бакуриани:

Вокзал Бакуриани

Прогулка по Тбилиси

В Бакуриани не задерживались, быстро нашли маршрутку в Боржоми и почти сразу уехали, в Боржоми тоже быстро пересели на маршрутку в Тбилиси. В Тбилиси она приходит на автовокзал Дидубе, рядом была забронирована гостиница, нашли такси на утро во Владикавказ и заселились. Позже поехали гулять в центр. На метро доехали до ст. Руставели к одноименному проспекту. Академия Наук Грузии:

Академия Наук Грузии, Тбилиси

Велосипед на площади Революции Роз:

Велосипед на пл. Революции Роз в Тбилиси

Красивое здание торгового центра:

Торговый центр, Тбилиси

Памятник Шота Руставели, грузинскому государственному деятелю и поэту 12 века:

Пам. Шота Руставели в Тбилиси

Отель «Рэдиссон Блу Ивериа»:

Отель Рэдиссон Блу Ивериа, Тбилиси

По проспекту Руставели пошли в сторону пл. Свободы:

Руставели, 27, Тбилиси

Бывший Грузинский филиал института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС:

Бывший Грузинский филиал института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Тбилиси

Театр оперы и балета им. З. Палиашвили, построен в 1847-1851 гг.:

Театр оперы и балета в Тбилиси

Перпендикулярная к проспекту улица М. Лагидзе:

Ул. М. Лагидзе, Тбилиси

Академический театр им. Шота Руставели — один из ведущих театров Грузии, создан в 1921 году:

Академический театр им. Шота Руставели в Тбилиси

Здание с башенками рядом с театром:

Проспект Руставели в Тбилиси

Бывшее здание Закавказского госбанка и отель «Мариотт»:

Бывшее здание Закавказского госбанка, отель Мариотт, Тбилиси

Православная церковь Кашвети (церковь святого Георгия), строилась с 1904 по 1910 год по образцу средневекового собора Самтависи:

Церковь Кашвети, Тбилиси

Памятник поэтам и борцам за независимость Акакию Церетели и Илье Чавчавадзе перед школой №1:

Памятник Акакию Церетели и Илье Чавчавадзе, Тбилиси

Мемориал памяти жертв событий 9 апреля установлен перед старым зданием парламента Грузии:

Мемориал памяти жертв событий 9 апреля, Тбилиси

Кинотеатр «Руставели», 1939 г.:

Кинотеатр «Руставели», Тбилиси

Дворец Молодёжи, бывший дворец царского наместника на Кавказе («Воронцовский дворец»), построен в 1868 году:

Дворец Молодежи «Воронцовский дворец», Тбилиси

Перед дворцом сворачиваем на улицу Читадзе и начинаем подниматься к Мтацминде. Слева видно здание администрации правительства Грузии:

Зздание администрации правительства Грузии, Тбилиси

Церковь св. Нины:

Церковь св. Нины,Тбилиси

Нижняя станция фуникулёра:

Нижняя станция фуникулёра, Тбилиси

Фуникулёр входит в «Мтацминда-парк» и оплачивается специальной картой, ей же можно оплатить и аттракционы в парке. Поднимаемся наверх на гору Мтацминда. Со смотровой виден почти весь Тбилиси:

Тбилиси с Мтацминды
Тбилиси с Мтацминды

Тбилисская телебашня:

Телебашня в Тбилиси

Верхняя станция фуникулёра:

Верхняя станция фуникулёра, Тбилиси

По парку не гуляли, посмотрели на город и поехали назад. Вид из кабины фуникулёра вниз, уклон приличный:

Фуникулёр, Тбилиси

Спустившись, вернулись на просп. Руставели, памятник св. Георгию на пл. Свободы:

Памятник св. Георгию

На этом осмотр центра закончили и поехали в гостиницу. В поисках супермаркета перешли Куру:

Кура с Дидубийского моста

На другом берегу церковь св. Георгия:

Церковь св. Георгия, Тбилиси

С часовней:

Церковь св. Георгия, Тбилиси

Благополучно закупившись на ужин и дорогу вернулись в отель. Наутро, около утра выехали во Владикавказ, по пути подобрали еще одного пассажира, итого в машине ехало пассажира. Цена 6000 руб. за машину или 1500 руб. с человека. В районе Сетурни, остановились передохнуть и оправиться. Симпатичное место.

Военно-Грузинская дорога перед Сетурни
Памятник, Военно-Грузинская дорога перед Сетурни

Дорога вверх, к Гудаури в тумане:

Военно-Грузинская дорога перед Сетурни

Ближе к перевалу туман рассеялся. Заехали на арку Дружбы Народов:

Арка Дружбы Народов

С неё открываются шикарные виды:

Кавказский хребет

Специфика трансграничных перевозок такова, что грузинские водители не пересекают границу РФ, смена машины происходит в Степанцминде (Казбеги), в ожидании российской машины, немного размялись на площади Сталина. На площади установлен памятник Александру Казбеги, писателю 19 века:

Пам. Александру Казбеги, Степанцминда (Казбеги)

Источник на развилке дорог:

Источник в Степанцминде

Вдалеке на горе церковь Гергети:

Церковь Гергети (Троицкая), Степанцминда

Вскоре приехала машина из Владикавказа и произошел обмен пассажирами. Границу прошли достаточно быстро, потратили не более часа, но там можно встрять и часов на 5. Водитель развлекал рассказами о жизни местного населения и немного покатал по городу, попутно решая какие-то свои дела. Достаточно рано, часов в 10, приехали на вокзал, неподалеку обнаружили заведение с осетинскими пирогами и попробовали данное блюдо. Немного погуляли, рядом с вокзалом такое чудесное-революционное:

Владикавказ

Сам вокзал:

Вокзал Владикавказа

На вокзале, допрос-обыск, оставили коллегу дожидаться московского поезда, а сами уехали на электричке в Мин. Воды. Дальнейшая дорога не представляет собой особого интереса, просто поезда в поезде. К сожалению, одна из лучших поездок подошла к концу.