Дербент

Поездка в Дербент

В гестхаусе отдохнул, подзарядился, принял процедуры, заплатил за пол дня 15 манат. В начале первого ночи с хозяйкой пошли на проспект, где она поймала мне такси до вокзала за 3 маната, как раз почти все потратил. Посадка в поезд уже началась, куча народу, куча барахла, у соседей по купе несколько чемоданов доисторического вида, как потом выяснилось, с гранатами (фрукт такой). После запрета въезда убитых вагонов АЖД на сеть РЖД, вагоны стали получше. Не знаю, новые или после КВР, но в плацкарте мягкие полки и индивидуальная подсветка. Ехать можно.

Заполняемость хорошая, 100% или почти 100. Отправились вовремя, удалось даже немного поспать. Первая граница в Яламе, нужно слезать с полки вниз, паспорта забирают, потом отдают. Своих напрягают гораздо сильнее, чем иностранцев. Через полчаса от Яламы техническая остановка на о.п. Граница (2454 км) с российской стороны. Тут садятся наши пограничники и начинается проверка на ходу. Куча народу, собаки, заглядывают во все щели вагона, вещи смотрят, у кого большие сумки, я им не интересен со своим рюкзачком. В Дербенте поезд прибывает на отдельный путь в грузовом парке и его осматривают ещё и снаружи, и проверяют ещё раз. В итоге к платформе он подъезжает не в 7:47, как в графике, а 8:15 где-то.

Но, наконец-то, вышел из поезда. По прежнему тепло и солнечно, на выходе в город пристал таксист. Он не понимал, как это я смогу ориентироваться в Дербенте без него :). Выбрался с вокзала на ул. Буйнакского. Архитектура как в Азербайджане, практически:

Ул. Буйнакского в Дербенте

Соседствует с более привычной, школа №15, соседнее здание:

Школа №15, Дербент

Посмотрел вперёд… «Мать-мать-мать» — привычно отозвалось эхо. Я предполагал, что крепость будет на горе, но чтобы так на горе. Нога сразу попросила взять такси, но решил ийти, а когда станет совсем плохо, тогда и возьму:

Дербент

Через парк Революционной славы пощел в сторону пл. Свободы, навик сел, немного затупил, и выбрался на улицу Таги-Заде немного не там, где планировал, но синагогу не пропустил:

Дербентская синагога

Мемориал перед парком Боевой Славы:

Мемориал в Дербенте

Вид на крепость с площади Свободы:

Пл. Свободы в Дербенте

Владимир Ильич указывает путь:

Ленин на пл. Свободы в Дербенте

Но, мы пойдём другим путём, к армянской церкви Сурб Аменапркич (1871 год). Снять её нормально архисложно:

Армянская церковь Сурб Аменапркич в Дербенте

Т.к. улица узкая и мешают заросли:

Армянская церковь Сурб Аменапркич в Дербенте

Поднялся к улице Крупской, на перекрестке клуб колхоз им. Казимова, он же клуб Жданова. Пока снимал (делал несколько кадров) обратил внимание, что машины притормаживали, чтобы не попасть в кадр, даже как-то неловко стало:

Клуб колхоза им. Казимова, Дербент

Ещё на квартал выше медресе (1475 г.), точнее его часть:

Медресе, Дербент

Внутрь попасть сложно, много ограничений, пошел дальше, Джума-мечеть, самая древняя в РФ, построенная в 734 г. арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом, восстанавливалась в 1368-1369 гг.:

Мечеть Джума, Дербент

Ещё пара кварталов вверх, Килиса-мечеть 11 века, несколько раз перестраивалась:

Килиса-мечеть, Дербент

Рядом старинная восточная мужская баня:

Восточная баня (мужская), Дербент

Ещё одна мечеть, 8 век:

Мечеть 8 век, Дербент

Вокруг обычные жилые дома, течет обычная жизнь, люди занимаются своими делами. Чем выше и ближе к крепости, тем дорога круче и хуже:

Дербент
Нарын-Кала, Дербент

Не доходя до Джарчи-капы свернул налево и через Баят-капы вышел к лестнице:

Нужно немного рассказать о крепости.


Нарын-кала — древняя, доарабская цитадель, часть Дербентской крепости, соединённая с Каспийским морем двойными стенами, призванными перекрывать т. н. Каспийские ворота в Персидскую державу. Собственно цитадель занимает вершину ближайшего к морю холма. Путь вдоль берега преграждали две параллельные крепостные стены (Дербентская стена), примыкавшие на западе к цитадели, а восточной оконечностью уходившие в море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Строительство начато в 567 году, но оборонительные укрепления появились на этом месте гораздо раньше.

Поднялся в цитадель, лестница покороче, чем в Баку. Панорама города сверху:

Дербент

Немного о городе.

Первые поселения возникли на месте современного Дербента в эпоху ранней бронзы, в конце 4 тысячелетия до н. э. Первое упоминание Каспийских ворот, наиболее древнего названия Дербента относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский. Современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость, состоящая из расположенной на холме цитадели (Нарын-кала) и двух идущих от неё к морю каменных стен, которые запирали узкий (3 км) проход между морем и горами Кавказа и ограждали с севера и юга территорию города. Примерно с 5-4 вв. до н. э. на месте Дербента располагалось кочевая стоянка маскутских (массагетских) племён. Примерно во 2 в. до н. э. на месте стоянки был построен город, известный в античных и средневековых источниках как Чола. В 6 в. н. э. сасанидский шах Хосров Ануширван полностью завершил перестройку крепости Чолы, заодно сменив её название на Дербент. Также происходит начало становления общины евреев, первых монотеистов в регионе. При великом князе Кавказской Албании, Джаваншире, Дербент, как и вся область Маскут, присоединён к Кавказской Албании. В 1071 город оккупировали сельджуки. С XII в. Дербент в составе государства Ширваншахов. В 1796 Дербент завоёван русскими войсками.

В центре фото видна трасса Р-217, проходящая под старым городом:

Трасса под домами в Дербенте

Вход в цитадель:

Вход в цитадель Нарын-кала

Вход платный, 100 руб., кажется. Правила ТБ:

При входе водохранилище:

Водохранилище в крепости Нарын-Кала

Над восточными воротами комендантский дом (диван-хана) (17 в.). В этом здании размещалось ханская канцелярия – административный аппарат, где решались экономические, политические и другие вопросы:

Комендантский дом (диван-хана) в крепости Нарын-Кала

Обходил крепость по часовой стрелке, чуть выше находится гауптвахта, построенная в 1828 году:

Гауптвахта в крепости Нарын-Кала

Восточная часть крепости:

Крепость Нарын-Кала, Дербент

Южная часть стены:

Крепость Нарын-Кала, Дербент

Западные ворота, со стороны гор:

Западные ворота крепости Нарын-Кала

Вид сверху на ханские бани (16-17 вв.):

Ханские бани в цитадели Нарын-Кала

Ведутся архнологические раскопки:

Раскопки в цитадели Нарын-Кала

Общий вид на восток:

Крепость Нарын-Кала, Дербент

Вход в ханские бани:

Ханские бани в крепости Нарын-Кала

Внутри бань:

Ханские бани в крепости Нарын-Кала

Подземная тюрьма зиндан — глубина 11 м, внутренняя площадь 25 кв.м.:

Зиндан в крепости Нарын-Кала, Дербент

Рядом с зинданом камень какой-то, может плаха?

Прямоугольное водохранилище:

Водохранилище в крепости Нарын-Кала

Выставка древних якорей:

Выставка древних якорей, Нарын-Кала, Дербент

Пушка перед гауптвахтой:

В здании гауптвахты находится музей, установлен макет крепости:

Макет Дербентской крепости

Оружие и средства применения лошадей:

Клад медных монет:

Ханский дворец:

Ханский дворец, Нарын-Кала, Дербент

На этом обход крепости закончился, пошел осматривать город дальше. На спуске встретил местных жителей, весьма приветливые люди. Лестница заканчивается (или начинается) у ворот Баят-капы, тут же дежурят таксисты:

Баят-капы, Дербент

Спускаюсь по улице Орта-Капы. Крепостная стена, тянется до самого моря:

Крепостная стена, Дербент

Ворота Орта-капы:

Орта-капы, Дербент

Захожу через них в старый город. Бала-мечеть, известна с 11 века, была разрушена, восстановлена в 1810 году:

Бала-мечеть, Дербент

Музей культуры и быта древнего Дербента:

Музей культуры и быта, Дербент

Тут же находятся восточные бани (женские), построенные в 1613 году:

Восточная баня (женская), Дербент

Узкие улочки:

Дербент

Мечеть Фатимы-аз-Захры:

Мечеть Фатимы-аз-Захры, Дербент

Выбрался из переулков на улицу Крупской:

Ул. Крупской, Дербент

Ещё одна мечеть, к сожалению, табличку не видно, а в инете не удалось определить:

Мечеть на ул. Крупской, Дербент

Почти напротив расположена Кырхляр-мечеть, построенная в 1627-1628 годах, затем неоднократно ремонтировалась:

Мечеть Кырхляр, Дербент

Улица проходит через ворота Кырхляр:

Кырхляр-капы, Дербент

За воротами улица Керима Мамедбекова:

Ул. Керима Мамедбекова, Дербент

Забрел на кладбище Кырхляр, какая-то женщина стрельнула денег, ну ладно. Кладбище сильно отличается от привычных нам, никаких деревьев, оград и прочего, одни надгробные плиты, больше похожиие на столбы. В центре кладбища находится мавзолей Тути-Бике — правительницы Дербента, построен в 1787-1788 годах. На фото видны и надгробия:

Мавзолей Тути-Бике на кладбище Кырхляр в Дербенте

Рядом захоронение 40 мучеников за веру (шахидов), арабов, принесших в Дербент ислам. Захоронение до сизх пор является местом паломничества. Собственно, «Кырхляр» и переводится с тюркского как «сорок». Захоронение обнесено стеной, внутрь заходил, но там были какие-то паломники, поэтому не снимал.

Осмотрев кладбище выдвинулся в сторону вокзала, т.к. нога устала и время поджимало. Закупился в супермаркете в дорогу до Саратова, и побрёл к станции. По пути отдохнул в парке им. С. Стальского, из которого хорошо виден маяк, построенный в 1852 году:

Дербентский маяк

Из парка вернулся на вокзал, как всегда на Кавказе тотальный досмотр на входе. Затем древняя ЭР9 до Махачкалы о 4-х вагонах, переход на соседнюю платформу и посадка в поезд 393 Махачкала-Тюмень, в прицепной вагон до Уфы. На пересадку было 35 минут, никуда не ходил. Поезд вскоре отправился и повёз меня на север, в холодный Саратов, но не такой холодный, как Москва в те дни.

В целом, Дербент оставил приятное впечатления — аккуратный, приветливые жители, никаких заниженных приор и прочего такого. Сложилось впечатление, что это такой дагестанский Питер — средоточие интеллигенции. Следующий город — Саратов.