Поездка в Дербент
В гестхаусе отдохнул, подзарядился, принял процедуры, заплатил за пол дня 15 манат. В начале первого ночи с хозяйкой пошли на проспект, где она поймала мне такси до вокзала за 3 маната, как раз почти все потратил. Посадка в поезд уже началась, куча народу, куча барахла, у соседей по купе несколько чемоданов доисторического вида, как потом выяснилось, с гранатами (фрукт такой). После запрета въезда убитых вагонов АЖД на сеть РЖД, вагоны стали получше. Не знаю, новые или после КВР, но в плацкарте мягкие полки и индивидуальная подсветка. Ехать можно.
Заполняемость хорошая, 100% или почти 100. Отправились вовремя, удалось даже немного поспать. Первая граница в Яламе, нужно слезать с полки вниз, паспорта забирают, потом отдают. Своих напрягают гораздо сильнее, чем иностранцев. Через полчаса от Яламы техническая остановка на о.п. Граница (2454 км) с российской стороны. Тут садятся наши пограничники и начинается проверка на ходу. Куча народу, собаки, заглядывают во все щели вагона, вещи смотрят, у кого большие сумки, я им не интересен со своим рюкзачком. В Дербенте поезд прибывает на отдельный путь в грузовом парке и его осматривают ещё и снаружи, и проверяют ещё раз. В итоге к платформе он подъезжает не в 7:47, как в графике, а 8:15 где-то.
Но, наконец-то, вышел из поезда. По прежнему тепло и солнечно, на выходе в город пристал таксист. Он не понимал, как это я смогу ориентироваться в Дербенте без него :). Выбрался с вокзала на ул. Буйнакского. Архитектура как в Азербайджане, практически:
Соседствует с более привычной, школа №15, соседнее здание:
Посмотрел вперёд… «Мать-мать-мать» — привычно отозвалось эхо. Я предполагал, что крепость будет на горе, но чтобы так на горе. Нога сразу попросила взять такси, но решил ийти, а когда станет совсем плохо, тогда и возьму:
Через парк Революционной славы пощел в сторону пл. Свободы, навик сел, немного затупил, и выбрался на улицу Таги-Заде немного не там, где планировал, но синагогу не пропустил:
Мемориал перед парком Боевой Славы:
Вид на крепость с площади Свободы:
Владимир Ильич указывает путь:
Но, мы пойдём другим путём, к армянской церкви Сурб Аменапркич (1871 год). Снять её нормально архисложно:
Т.к. улица узкая и мешают заросли:
Поднялся к улице Крупской, на перекрестке клуб колхоз им. Казимова, он же клуб Жданова. Пока снимал (делал несколько кадров) обратил внимание, что машины притормаживали, чтобы не попасть в кадр, даже как-то неловко стало:
Ещё на квартал выше медресе (1475 г.), точнее его часть:
Внутрь попасть сложно, много ограничений, пошел дальше, Джума-мечеть, самая древняя в РФ, построенная в 734 г. арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом, восстанавливалась в 1368-1369 гг.:
Ещё пара кварталов вверх, Килиса-мечеть 11 века, несколько раз перестраивалась:
Рядом старинная восточная мужская баня:
Ещё одна мечеть, 8 век:
Вокруг обычные жилые дома, течет обычная жизнь, люди занимаются своими делами. Чем выше и ближе к крепости, тем дорога круче и хуже:
Не доходя до Джарчи-капы свернул налево и через Баят-капы вышел к лестнице:
Нужно немного рассказать о крепости.
Нарын-кала — древняя, доарабская цитадель, часть Дербентской крепости, соединённая с Каспийским морем двойными стенами, призванными перекрывать т. н. Каспийские ворота в Персидскую державу. Собственно цитадель занимает вершину ближайшего к морю холма. Путь вдоль берега преграждали две параллельные крепостные стены (Дербентская стена), примыкавшие на западе к цитадели, а восточной оконечностью уходившие в море, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя гавань для судов. Строительство начато в 567 году, но оборонительные укрепления появились на этом месте гораздо раньше.
Поднялся в цитадель, лестница покороче, чем в Баку. Панорама города сверху:
Немного о городе.
Первые поселения возникли на месте современного Дербента в эпоху ранней бронзы, в конце 4 тысячелетия до н. э. Первое упоминание Каспийских ворот, наиболее древнего названия Дербента относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский. Современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость, состоящая из расположенной на холме цитадели (Нарын-кала) и двух идущих от неё к морю каменных стен, которые запирали узкий (3 км) проход между морем и горами Кавказа и ограждали с севера и юга территорию города. Примерно с 5-4 вв. до н. э. на месте Дербента располагалось кочевая стоянка маскутских (массагетских) племён. Примерно во 2 в. до н. э. на месте стоянки был построен город, известный в античных и средневековых источниках как Чола. В 6 в. н. э. сасанидский шах Хосров Ануширван полностью завершил перестройку крепости Чолы, заодно сменив её название на Дербент. Также происходит начало становления общины евреев, первых монотеистов в регионе. При великом князе Кавказской Албании, Джаваншире, Дербент, как и вся область Маскут, присоединён к Кавказской Албании. В 1071 город оккупировали сельджуки. С XII в. Дербент в составе государства Ширваншахов. В 1796 Дербент завоёван русскими войсками.
В центре фото видна трасса Р-217, проходящая под старым городом:
Вход в цитадель:
Вход платный, 100 руб., кажется. Правила ТБ:
При входе водохранилище:
Над восточными воротами комендантский дом (диван-хана) (17 в.). В этом здании размещалось ханская канцелярия – административный аппарат, где решались экономические, политические и другие вопросы:
Обходил крепость по часовой стрелке, чуть выше находится гауптвахта, построенная в 1828 году:
Восточная часть крепости:
Южная часть стены:
Западные ворота, со стороны гор:
Вид сверху на ханские бани (16-17 вв.):
Ведутся архнологические раскопки:
Общий вид на восток:
Вход в ханские бани:
Внутри бань:
Подземная тюрьма зиндан — глубина 11 м, внутренняя площадь 25 кв.м.:
Рядом с зинданом камень какой-то, может плаха?
Прямоугольное водохранилище:
Выставка древних якорей:
Пушка перед гауптвахтой:
В здании гауптвахты находится музей, установлен макет крепости:
Оружие и средства применения лошадей:
Клад медных монет:
Ханский дворец:
На этом обход крепости закончился, пошел осматривать город дальше. На спуске встретил местных жителей, весьма приветливые люди. Лестница заканчивается (или начинается) у ворот Баят-капы, тут же дежурят таксисты:
Спускаюсь по улице Орта-Капы. Крепостная стена, тянется до самого моря:
Ворота Орта-капы:
Захожу через них в старый город. Бала-мечеть, известна с 11 века, была разрушена, восстановлена в 1810 году:
Музей культуры и быта древнего Дербента:
Тут же находятся восточные бани (женские), построенные в 1613 году:
Узкие улочки:
Мечеть Фатимы-аз-Захры:
Выбрался из переулков на улицу Крупской:
Ещё одна мечеть, к сожалению, табличку не видно, а в инете не удалось определить:
Почти напротив расположена Кырхляр-мечеть, построенная в 1627-1628 годах, затем неоднократно ремонтировалась:
Улица проходит через ворота Кырхляр:
За воротами улица Керима Мамедбекова:
Забрел на кладбище Кырхляр, какая-то женщина стрельнула денег, ну ладно. Кладбище сильно отличается от привычных нам, никаких деревьев, оград и прочего, одни надгробные плиты, больше похожиие на столбы. В центре кладбища находится мавзолей Тути-Бике — правительницы Дербента, построен в 1787-1788 годах. На фото видны и надгробия:
Рядом захоронение 40 мучеников за веру (шахидов), арабов, принесших в Дербент ислам. Захоронение до сизх пор является местом паломничества. Собственно, «Кырхляр» и переводится с тюркского как «сорок». Захоронение обнесено стеной, внутрь заходил, но там были какие-то паломники, поэтому не снимал.
Осмотрев кладбище выдвинулся в сторону вокзала, т.к. нога устала и время поджимало. Закупился в супермаркете в дорогу до Саратова, и побрёл к станции. По пути отдохнул в парке им. С. Стальского, из которого хорошо виден маяк, построенный в 1852 году:
Из парка вернулся на вокзал, как всегда на Кавказе тотальный досмотр на входе. Затем древняя ЭР9 до Махачкалы о 4-х вагонах, переход на соседнюю платформу и посадка в поезд 393 Махачкала-Тюмень, в прицепной вагон до Уфы. На пересадку было 35 минут, никуда не ходил. Поезд вскоре отправился и повёз меня на север, в холодный Саратов, но не такой холодный, как Москва в те дни.
В целом, Дербент оставил приятное впечатления — аккуратный, приветливые жители, никаких заниженных приор и прочего такого. Сложилось впечатление, что это такой дагестанский Питер — средоточие интеллигенции. Следующий город — Саратов.