Велопоход Белёв-Козельск-Сухиничи
Ночь прошла спокойно, никто не беспокоил. Утро выдалось хмурым и прохладным, нокостер согревал. Окрестности стоянки:

Вдоль реки идет грунтовка, подумал, что по ней можно доехать в Крупец и выбарться на трек там, чтобы не возвращаться назад, но дальше дорога стала хуже и резко свернула к реке, подумал, что рыбацкая, вернулся назад. Времени особо не было, нужно было доехать как можно ближе к Козельску в этот день. Поэтому, собравшись, вернулись на основную дорогу и забрались в крутейший и длиннющий подъём у Николо-Жупани. Перепад не засекал, но не меньше 100 м. Тащились пешком почти до верха. Наверху подул ветер и стало холодно, а после поворота на Брусну вообще стал мордником и периодически моросило. Стало совсем холодно и неуютно. Даже вкручивая никак не мог согреться.
В Петровском заехали посмотреть церковь Иконы Божией Матери Смоленская. Кирпичная церковь, построенная в 1869-1878 на средства прихожан при помощи помещиков Викулиных. Прямоугольная в плане постройка с декором в духе русско-византийского стиля. Были Петропавловский и Александро-Невский приделы. Закрыта не позже 1930-х. Уцелели только стены без перекрытий.

После Петровского дорога повернула и стало не так холодно. Открылись виды на разноцветные поля — зеленые, желтые, черные. Приятное разнообразие красок. В полях велись уборочные работы. Длинный спуск к Горбачево и речке Мизгея сменился таким же подъёмом. Наконец выбрались на шоссе Одоев-Белёв. Машин не очень много, но встречаются и фуры. Но не сильно напрягали. Больше напрягали горки и дождь полосами — то сухо, то моросит, в одном месте даже лужи образовались. В Богданово, преоддолев очередной крутой подъём, перекусили на остановке напротив фабрики пастилы ООО «Белёвские сладости». Въехали в Белёвский район:

А затем в Болото:

Перед Сергеевкой стоит статуя лося. Долго не мог понять, лось это или конь:

Не доезжая Белёва, свернули на Жабынь. На перекрестке висел щит с информацией о том, что мост через Оку, по которому мы собирались проезжать, закрыт, возвращаться потом назад не хотелось. Но Жабынь и Макарьевскую пустынь посетить надо было, поэтому поехали. Через пяток километров попали в Свято-Введенский Макарьевский мужской монастырь. Основан он был в 1585 старцем Онуфрием на старом городище, после Смуты в нач. XVII в. восстановлен св. Макарием Белёвским. Закрыт в 1764, восстановлен в 1776. К нач. ХХ в. относился к числу богатых и благоустроенных монастырей епархии. После революции закрыт, сломаны ограда, отдельно стоящая колокольня, постройки заняты фабрикой, позже пионерским лагерем. Восстановлён в 1991. На территории находятся Макариевский храм:


Рядом имеется источник, как ни странно, на возвышенности и купель:

Введенский храм. Кирпичный соборный храм монастыря, выстроен в 1708 попечением игум. Тихона. Двустолпный трёхапсидный четверик с притвором, своды переложены позже. Сильно пострадал в 1941-1942:

Знаменский храм. Тёплая кирпичная церковь с приделом Трёх Святителей Великих в притворе. Одноглавый четверик, к которому примыкает трапезный корпус. Сооружена в 1823-1825 попечением строителя Венедикта. Закрыта не позже 1930-х, служила столовой. В 1990-х отремонтирована, используется как храм для братии:

У местных выяснили, что мост закрыт только для автомобилей и мы проедем. Поэтому, отдохнув и набрав воды, поехали дальше. Асфальт есть только до Володьково, к Оке ведет песчаная грунтовка. Мост на ремонте, видимо, снят асфальт, остались только плиты, мы проехали, не спешиваясь. Поднялись по дороге мимо деревни Береговая и выехали ни трассу Чекалин-Белёв. В Жуково едва не проскочил церковь Илии Пророка. Кирпичная церковь с приделом Александра Константинопольского, сооруженная в 1790 на средства корнета Д. А. Чичерина и других прихожан. Крестообразная в плане однокупольная постройка в формах позднего барокко, колокольня пристроена в 1910-1911 на средства В. И. Кобанова. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны:

Также виден мост недействующей железной дороги, которая шла на Волово — Лев Толстой — Раненбург:

Впервые город упоминается, как и Москва, в летописи за 1147 год. В XIV веке город попал под власть Великого княжества Литовского. С конца XIV — начала XV веков до 1558 года был центром удельного Белёвского княжества. По некоторым данным княжество выпускало собственные монеты. В 1437 году у Белёва произошла битва между татарским войском под командованием хана Улу-Мухаммеда и русской ратью, в которой русское войско потерпело сокрушительное поражение. Что любопытно, в те годы Белёв принадлежал Великому княжеству Литовскому, и Улу-Мухаммед, захватив Белёв, пытался продемонстрировать лояльность московскому великому князю и предлагал союз. Но князь не мог пойти на конфликт с Литвой и был вынужден отвергнуть предложение хана. Нападения и грабежи крымских татар в Белёве произошли также в 1512 и 1544 годах. В 1536 году нападение было успешно отражено неподалеку от города под селом Темрянь, воеводой Семеном Левшиным — предком Василия Левшина. Со второй половины XVI века крепость Белёв входила в засечную черту на южных окраинах России. Иван Грозный лично приезжал осматривать рубежи и побывал в Белёвской крепости и Спасо-Преображенском монастыре (возведённом удельными князьями во времена литовского владычества). Белёв вошел также в число так называемых «опричных» городов. Позже крепость Белевская входила в Украинскую линию, штаб-квартира Украинского корпуса. В Белёве уже в XVII веке был проведён водопровод с деревянными трубами.
В годы Великой Отечественной войны бои под Белевом были одними из самых ожесточенных в Тульской области. За время обороны города и района погибло более 12 тысяч человек. Советские войска освободили Белев 31 декабря 1941 года, но оккупация района продолжалась до 12 июля 1943 года.
Почти сразу за железной дорогой начинается Белёв. На Белёв имелись обширные планы, но, как-то мы долго ехали и теперь нужно было все быстро осмотреть, пообедать, закупиться на дальнейшую дорогу. Ехали по Рабочей улице до Троицкого кладбища, где стоит церковь Троицы Живоначальной. Кирпичная церковь, построенная в 1782-1785 на городском кладбище. Освящена в память прежде существовавшей церкви в центре города. Одноглавый четверик с классицистическим декором с трапезной и колокольней. Трапезная с приделами Рождества Христова и Усекновения Предтечи построена вновь в 1860. Закрыта в 1929, вновь открыта в 1947:

Дальше поехали к монастырю. Монастыря было два — женский Крестовоздвиженский и мужской Спасо-Преображенский. Вроде бы, сейчас их объединили.
Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь основан на части старого белёвского городища в 1-й четв. XVII в. по челобитью старицы Марфы Палицыной. Первоначально был небогат, в 1764 упразднен, но в 1768 вновь восстановлен, к нач. ХХ в. достаточно многолюден. Надвратная колокольня сооружена в 1804-1810, корпуса келий XIX в. Закрыт в 1920-х, постройки отданы под жильё. К кон. 1990-х строения заброшены, восстановительные работы начаты в 2007.
Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь Основан на месте старого белёвского городища в 1-й пол. XVI в. на средства белёвских удельных князей. Был достаточно обеспечен материально, в кон. XVII в. основные постройки выстроены в камне. С нач. XIX в. в монастыре помещалось духовное училище, был малолюден. Закрыт в 1921, некоторое время занят музеем, позже постройки переданы под жильё. К настоящему времени большая часть зданий заброшена. В 2008 принято решение о воссоздании монастыря и сейчас он активно реконструируется.
На улице Карла Маркса сохранились стены и угловая башня:

Напротив здание Пенсионного фонда — бывшая церковь Вознесения Господня. Единоверческий храм, устроенный в двухэтажном кирпичном доме в 1818 и реконструированный в 1840. Вверху был устроен Михаило-Архангельский придел. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны:

Белёвский районный художественно-краеведческий музей — бывшая усадьба купца Рыжкова:

Стена и надвратная колокольня Крестовоздвиженского монастыря:

Собор Воздвижения Честного Креста Господня. Большой кирпичный четырёхстолпный собор в духе эклектики, завершавшийся декоративным пятиглавием, сооруженный вместо каменного храма 1710-х. В нижнем этаже помещались приделы Никольский и Богоматери Троеручица, вверху главный Воздвиженский престол с боковыми Тихвинским и Андрея Юродивого приделами. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. К 1990-м заброшен:

В Спасо-Преображенском монастыре активно ведутся реставрационные работы. В 2013 тут всё было в запустении. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм — кирпичная трапезная церковь на подклете в южной части монастыря. Сооружена в 1698-1700. К пятиглавому четверику пристроена двухэтажная трапезная, расширенная и перестроенная в 1864 на средства И. Макарова. В трапезной вверху помещались Казанский, Пафнутьевский и Димитриевский престолы, а внизу — Скорбященский и Трёхсвятский:

Собор Преображения Господня — хороший образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. с богатым декором. Сооружен в 1683-1686. Двустолпный трёхапсидный четверик собора завершен пятиглавием на горке кокошников. В 1734 в пристроенной с севера к собору палатке был устроен Михаило-Архангельский придел, разобранный в 1790-х, притвор перестроен в XIX в. Закрыт в 1920-х.:

Виды со смотровой монастыря:

Церковь Алексия, человека Божия и надвратная колокольня с придклами Спасо-Преображенского Белёвского монастыря. Церковь Алексия, человека Божия — кирпичный одноглавый храм над западными Святыми воротами монастыря. Выстроен в 1695-1697. К церкви примыкают корпус духовного училища и многоярусная колокольня в стиле классицизма, построенная в нач. XIX в. В 1980-х частично отреставрирован. В 2008 в церкви возобновлены богослужения.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Музейной улице — кирпичная церковь, построенная после пожара 1719 — первое каменное здание на белёвском посаде. Представляет собой пятиглавый четверик с небольшой трапезной и колокольней. В XIX в. перестроена в псевдорусском стиле, колокольня 1876. Приделы в трапезной Сергиевский и Никольский (ок. 1810). Закрыта в 1930-х, вновь открыта в 1943 и более не закрывалась:

На перекрестке с Крутой улицей обнаружили столовую, в которой вкусно и недорого пообедали в тепле. Первое, второе и кофе обошлись в 125 рублей. Пообедав и согревшись, продолжили путь. Выехали на Никольскую улицу и по ней вернулись на Карла Маркса. На перекрестке стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы — кирпичная церковь, по архитектуре относящаяся к 2-й четв. XVIII в. Двусветный трехапсидный одноглавый четверик с трапезной с южным Космодамианским приделом, также представляющим собой одноглавый четверик. В 1785 в память упраздненной Ильинской церкви устроен Ильинский придел. В 1850-1853 на средства А. Прохорова перестроена, сооружен северный придел Амвросия Медиоланского, построена отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня, изменен декор. Закрыта не позже 1930-х.

На этом основной осмотр Белёва был завершен. В «Спаре» затарились едой и пастилой, к тому времени уже была свежая (стоила 600 р./кг.). И поехали на Козельскую дорогу. Кругом висят объявления о приёме яблок, даже на металлобазе (рядом с плакатом о приёме лома). Качество дорог в Белёве с 2013 года сильно улучшилось, но за городом дорога не очень хорошая. Через несколько километров у деревни Ишутино установлен знак границы губерний:

На переезде в районе о.п. Ишутино разговорился с рабочим о состоянии ветки Белёв-Козельск после закрытия пассажирского движения. Он сказал, что периодическое грузовое движение есть, но в малых объёмах. Не доезжая Берёзово ушли с главной дороги на Конново, а перед ним — в поля. Попетляв полями, выбрались в Дракуны, а оттуда в Киреевское Первое, где уже был асфальт. В Киреевском есть магазин. Вид на ветку Козельск-Белёв в Киреевском:

Возле магазина есть столик и красивый цветник:

От Киреввского поехали не по планируемому треку, а сымпровизировали, т.к. не успевали. Решили ехать через Слаговищи. Хотел заночевать в лесу за Слаговищами, но заплутали на окраине деревни и встали там на ночлег в полувысохшей аллейке, вне прямой видимости от домов, т.к. уже смеркалось и сил не было ехать — проехали почти 100 км. Зато дрова не вставая с земли можно было ломать, только руку протяни. Так прошел третий, самый насыщенный и длинный день похода. Но план не выполнили — думал на Жиздре под Березичами встать.
День 4. Слаговищи — Козельск — Сухиничи
Ночь традиционно прошла спокойно, даже удалось выспаться, несмотря на то, чт опоставил палатку на каких-то буграх. Собрались, выехали обратно в деревню, решили поискать проезд через лес всё-таки, ибо в объезд многовато было. На первом цивильном перекрестке поехали к окраине, у местной бабушки выяснили, что дорога есть. Далее дороги совпадали с нарисованными на ОСМ и проблем не возникло, навстречу даже мотоциклист попался. Вскоре выехали к ст. Слаговищи:

На переезде работала сигнализация, но в течение 5 минут поезда не было, пришлось уехать. Проехали поселок Березичского стеклозавода, заехали в Березичскую школу-интернат посмотреть руины усадьбы Оболенских:

Расчлененная скульптура:

Церковь Николая Чудотворца в Березичах:

Кирпичная одноглавая приходская церковь с купольной кровлей, с трапезной и шатровой колокольней сооружена в 1845 по образцовому проекту. Выстроена по заказу и на средства князя А. П. Оболенского (губернатора Калуги и владельца усадьбы Березичи) вместо прежней деревянной в стороне от нее. Первоначально однопрестольная. Закрыта в 1931, но во время немецкой оккупации в храме велись богослужения. До 1970-х использовалась под склад химудобрений, зерна, мазута. Передана епархии в 1990. К настоящему времени отремонтирована в упрощенных формах, устроен второй престол Покрова. У стен храма — памятника архитектуры регионального значения — могила внука владельца усадьбы А. Н. Оболенского (1918-2006).
Проехали Березичи, Дешовки, Ордёнки и въехали в Козельск.
1146 — первое упоминание о городе (в составе Черниговского княжества). Первым козельским князем был Мстислав Святославич, погибший в битве с монголами на Калке (1223). 1238, март-май — город семь недель оказывал сопротивление монголам. Был сожжён дотла и назван Батыем «Злым городом». С 1246 года в составе Карачевского княжества. 1365 — участие Тита Мстиславича Козельского в сражении у Шишевского леса. 1480 — город, находившийся в то время в составе Литвы, был сожжён ханом Ахматом во время возвращения в степь после стояния на Угре в отместку Казимиру IV, не пославшему свои войска для совместного с ордынцами наступления на Москву. Во время Великой Отечественной войны был захвачен немцами 8 октября 1941 года, освобождён 1-м гвардейским кавалерийским корпусом 28 декабря 1941 года в ходе Белёвско-Козельской операции битвы за Москву.
Заехали на смотровую, второй раз на ней и опять осенью. Виден Храм Богоявления Господня (2010):

Опоры моста и насыпь железнодорожного пути:

Тут же здание казначейства второй половины 19 века, пострадало при пожаре, отревтаврировано:

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Известен с 1700 года. Ныне существующее кирпичное здание выстроено в 1824 тщанием Григория Янчуковского. Однокупольный, увенчанный крупной ротондой храм в стиле классицизма с боковыми шестиколонными портиками, трапезной и стройной колокольней. Приделы Николая Чудотворца и Илии Пророка. В 1928 закрыт, ротонда и колокольня разрушены. Использовался под ДК, затем заброшен, сейчас действует:

На Кузнечной улице кирпичная церковь Сошествия Святого Духа. Сооружена в 1789 на средства купца П. Месняева. Высокий одноглавый четверик в духе позднего барокко. Новая трёхъярусная колокольня пристроена в нач. XIX в. Приделы: Афанасия и Кирилла (северный), Космы и Дамиана (южный). В 1923 (по другим данным в 1930) закрыта, трапезная, колокольня и купол разрушены в 1950-х. Здание использовалось под склад, конюшню, мельницу. Внешне храмовая часть отреставрирована к 1988 и до 1992 использовалась под выставочный зал краеведческого музея. Передана епархии в 1994. Службы с 1996. В настоящее время ремонтируется, разрушенные части выстроены вновь. Является Архиерейским подворьем:

Рядом расположена Мемориальная площадь героев Козельска со стеной, на которой изображена история Козельска:





Часовня и памятники воинам:

Мемориал:

За железной дорогой церковь Николая Чудотворца, построенная в 1740 на средства обергофмаршала Д. А. Шепелева, композиционно во многом схожа с московской церковью Иоанна Воина на Якиманке. Однокупольное здание в духе московского барокко с трапезной и колокольней. В 1896 расширена трапезная, в ней устроены приделы в честь иконы Божией Матери Утоли моя печали (северный) и Иоанна Воина (южный). В 1927 закрыта, с 1940 в ней размещались зерносклад, склад НКВД, макаронная и швейная фабрики. В 1994 возвращена епархии, ремонтируется с 1995. Южный придел освящен в 1997, северный — в 2001:

Детский парк «Три богатыря», основные композиции:



Был тут летом 2015. Напротив парка областной суд:

Заехали к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, построеной вместо деревянного в 1810 в стиле классицизма на средства Рахмановых (по другим данным — Рахманиновых). Колокольня выстроена в 1825. Приделы в честь икон Божией Матери Знамение и Смоленской (позднее — Калужской). Трапезная расширена в 1871. Закрыт в 1937, разграблен. Вновь открыт в 1941-1942. Возле храма похоронен блаженный молчальник Тит, живший при храме в сторожке в 1-й четв. XIX в.:

Затем перекусили и поехали в Сухиничи. Идет серьёзный ремонт дороги, поэтому местами было несколько напряжно. Половину пути по ощущениям занимает подъём, но с оврагами, зато к Сухиничам практически сплошной спуск. К 14 часам приехали в Сухиничи:

Город Сухиничи был основан в конце XVIII века, но никогда не был административным центром, никогда не имел статуса уездного города и принадлежит к числу тех очень немногих русских городов, которые выстроились сами, благодаря развитию хозяйственной жизни, а не были построены для военных или административных надобностей. Ещё до обращения в город (1840 г.) село Сухиничи служило важным перевалочным пунктом для таких товаров, как сало, пенька, конопляное масло и прочих, направлявшихся через него к пристаням Волги и Западной Двины. Торговля составляла в то время одну из характерных особенностей этого пункта. Через него в одно только зимнее время проходило ежегодно от шести до десяти тысяч груженых подвод, а оборот этой торговли равнялся ни мало, ни много 25 миллионов рублей. Как правило, товар направлялся на Зубцовскую и Ржевскую пристани, а оттуда к Рижскому и С.-Петербургскому портам. Активное хозяйственное развитие на территории района началось в конце 18-го начале 19 веков, когда город Сухиничи стал приобретать важное торговое значение. В этот период построены все основные сохранившиеся памятники архитектуры и градостроительства. Известные памятники археологии относятся к первой половине первого тысячелетия новой эры — это курганы, городища, поселения. После проведения через Сухиничи двух железных дорог (ветки Москва — Брянск Московско-Киево-Воронежской и ветки Данков — Смоленск Рязанско-Уральской) благосостояние города, торговля и промышленность получили дополнительный толчок к развитию. Таким образом, будучи связан с ближайшими и более удаленными поселениями, этот городок привлекал к проживанию все больше населения, хотя и не имел статуса уездного. Даже в первые годы после Октябрьской революции в Сухиничах по субботам и воскресениям, как правило, были большие базары, а дважды в год ярмарки, имевшие популярность не только у близлежащих, но и довольно удаленных населённых пунктов.
Собор Иконы Божией Матери Смоленская:

Кирпичный собор с трапезной и колокольней построен в 1770 в переходном от барокко к классицизму стиле на средства тульского купца Харитона Пастухова. На двусветном четверике настоящей части, фасады которого украшены иконами в круглых и прямоугольных нишах, покоится поставленный на низкий барабан огромный полусферический купол с главкой, фланкированный четырьмя ложными главками на углах четверика. К основному объёму примыкают полукруглая апсида и протяжённая трапезная с колонными портиками на боковых фасадах. Закрыт в 1938, обращён в школу; в годы оккупации использовался нацистами под конюшню. Четырёхъярусная 25-метровая столпообразная колокольня разрушена. Вновь открыт в 1943, освящён 10.08.1944, восстановлен в упрощённых формах. Освящён придел Афанасия Александрийского. Новая трёхъярусная колокольня выстроена в 2001-2002 в иных формах, нежели прежняя, в кон. 2000-х восстановлено завершение основного объема.
Рядом с собором дом купцов Смоляновых:

На улице Лобачёва евходится заброшенная старообрядческая Белокриницкого согласия (белокриничники) церковь Иконы Божией Матери Казанская. Кирпичная старообрядческая церковь окружнической общины, заложенная 20.07.1914. Строилась на добровольные пожертвования в неорусском стиле по проекту Н. Г. Мартьянова. Освящена во 2-й пол. 1920-х. Здание состоит из четверика основного объёма со стрельчатыми обрамлениями дверных и оконных проёмов и ниш для икон, массивной апсиды со скруглёнными углами, небольшой трапезной и колокольни. Закрыта в 1931, использовалась под склад типографии, ныне бесхозна. Венчание четверика и верхние ярусы колокольни снесены.:

От церкви выбрались назад на центральную улицу Ленина. На здании «Магнита» (бывший кинотеатр «Родина») сохранилась композиция:

В центре города много старых домов районный отдел образования и МФЦ:

Тоже в центре, видимо, купеческий домик:

Особо уже не фотографировал, нужно в другой раз больше времени уделить Сухиничам. По ул. Ленина поехали на станцию Сухиничи-Главные, которая находится почти на окраине города. Узловые были ближе, но с тяжелыми великами нужно было сесть на конечной. Да и времени полно было. На перекрестке с ул. Революции мемориал погибшим в Афганистане:

Немного дальше, за кладбищем находится сквер Победы с мемориалом:

Возле Корсаковской рощи 7 августа 2015 открыли сквер Воинской доблести, в центре которого находится памятная стела «Населённый пункт воинской доблести»:

На этом фотоотчет закончен. Дальше докатили до вокзала, закупились в дорогу, купили билеты на электричку. Билет можно купить сразу до Москвы, продают с пересадкой в Муратовке (дают 2 билета). Поскольку брали билеты до 16, дали бесплатные билеты на велосипед до Москвы, хотя электричка уходила в 16:17. Ни одни контролеры не возмущались. Уже на посадке в вагон обнаружил, что заднее колесо спущено в 0, несмотря на самозаклеивающуюся декатлоновскую камеру. В первой электричке плюнул и забил. Менял камеру уже в московской электричке после Муратовки. Прокололся, как выяснилось, куском проволоки. Больше никаких приключений не было, благополучно добрались до домов.