C 10 по 16 августа 2024 съездил в ещё один велопоход по горам — Боржоми — Бакуриани — пер. Цхарцкаро — Ахалкалаки — Ахалцихе — пер. Годердзи — Батуми — Кобулети. Около 378 км с суммарным набором высоты 7168 м. Перевал Цхарцкаро 2480 м, перевал Годердзи 2100 м.
Карта маршрута:
День 1. Боржоми — Бакуриани
Стартовал 10 августа 2024 на электричке из Тбилиси до Боржоми, изначально хотел стартовать от Хашури, т.к. электричка на участке от Хашури до Боржоми едет не сильно быстрее велосипеда, но было слишком сыро в тот день, решил проехать дальше. На фото: Штадлер Тбилиси-Батуми (сдева), электропоезд до Боржоми, веломесто и салон. Сиденья хоть и сильно ушатанные, но довольно удобные, спина не отваливается за 4 часа.
Доехал до станции Боржоми-грузовая (если надо в центр, то ехать до конечной Боржоми-Парк), мимо неё идёт основная дорога на Бакуриани. Также отсюда начинается узкоколейная электрифицированная железная дорога в Бакуриани. Сейчас, к сожалению, не работает. Но я ездил по ней в 2015, есть страница на сайте.
Недалеко от станции памятник узкоколейному паровозу
На небольшом участке ж/д идёт параллельно дороге, а потом уходит на другую сторону реки
Автодорога идёт по долине реки Гурджаретисцкали. По пути встречается ретро-техника
На 9 километре пути заехал на станцию Даба
От Цагвери (13 км) начинается уже серьёзный подъём с серпантином до самого Бакуриани — около 14 км. Чере 1,5 км от Цагвери уходит второстепенная дорога на Боржоми, с которой видно мост УЖД, построенный по проекту Эйфеля, он на ходится на перегоне Цеми-Цагвери
Железнодорожный мост-виадук через реку Цемисцкали был заказан Гюставу Эйфелю царской семьёй Романовых в рамках строительства железнодорожной линии Боржоми — Бакуриани. Комплектующие моста были доставлены из Франции в Грузию в 1902 году и смонтированы под руководством инженера Виссариона Кебурия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мост_Эйфеля_(Грузия)
Далее было ещё 13 км подъёма до Бакуриани, уклон достаточно терпимый. Бакуриани находится в долине на высоте около 1600 м в кольце гор. Присутствуют нехитрые развлечения для туристов в виде катания в телегах.
Но, вообще, Бакуриани — горнолыжный курорт
Ночевал в гестхаусе, к вечеру пришла туча и посёлок затянуло облаками. Дул ветер, и прямо куски облаков проносились мимо. За день получилось 27,5 км, но они в основном вверх (1255 м набора).
День 2. Бакуриани — Ахалкалаки
11 августа 2024. Сегодня предстоит подняться на перевал Цхарцкаро и спуститься в Ахалкалаки. Погода снова пасмурная, что хорошо — на жаре тяжелее ехать вверх.
Заехал на станцию Бакуриани
И дальше на выезд из городка. Дорога на перевал не слишком крутая, но без твёрдого покрытия, местами разбитая, но народ на пузотерках как-то проезжал. Но, в основном, 4х4 ездят. Ехать вверх около 13 км.
Люди заготавливают сено на крутом склоне (фото выше). Пасут овец, которые создают пробки)
С набором высоты облака становятся всё ближе
А потом въезжаешь прямо в них
На самом перевале есть пост полиции, проверяют документы у всех. Паспорт уносили на пост. У местных смотрят документы, а документы водителей тоже забирают на пост. Видимо как-то регистрируют на случай поисков. Основная дорога уходит влево на озеро Табацкури, а мне прямо на Ахалкалаки.
Дорога вниз сильно разбита, видно по ней никто не ездит. Ниже, ближе к населенке появляются уже машины и возделываемые участки земли. Только пугливые ослики с удивлением смотрят
Со сбросом высоты пейзажи меняются. В скале что-то добывали.
Где-то за леском на фото слева встретил велосипедиста на шоссере/дорожнике с рюкзаком за плечами, идущего вверх. Сказал, ему, что ещё дофига вверх. А он мне, что осталось 5 км до асфальта.
Асфальт начался от села Гадо, до Ахалкалаки 15 км. На удивление дул сильный попутный ветер, обычно наоборот, так что долетел быстро, хоть и были подъёмы по пути. В ахалкалаки не стал ехать через ущелье, чтобы не подниматься по серпантину, а проехал через село Хульгумо и пешеходный мост через ущелье реки Паравани.
Хочешь — жни, а хочешь — куй. Артефакт на повороте в Хульгумо
Мост через Паравани между Хульгумо и Ахалкалаки
Икарус
В гостинице встретил коллег по велотуризму, пара француз и немка, на вид за 50, но они спортивные, может и старше. Катили в мою сторону, пересекался с ними на следующий день в дороге, но дальше потерялись. За день 55 км, 1188 м набор, 1133 м сброс.
День 3. Ахалкалаки — Ахалцихе
12 августа 2024. Утром выезжал одновременно с европейцами, но они поехали сразу в Ахалцихе, а я поехал сначала на станцию Ахалкалаки-Пасс., это в противоположную сторону 3 км.
Пара фото из города
Крепость Ахалкалаки и начало дороги на Ахалцихе
Через пару километров ещё 1 артефакт — мост из старого пассажирского вагона
Сегодня предстояло больше спуска, чем набора и погода улучшилась, поэтому просто ехал и фотографировал нечасто.
Крепость Хертвиси, здесь налево уходит дорога на пещерный монастырь Вардзия (был там в прошлом году, поэтому не поехал)
На этой дороге мало населённых пунктов, в основном сёла где-то в горах в стороне, но и их мало.
В регионе Ахалцихе долина сужается
В самом Ахалцихе ещё и длинный подъём к центру. Памятник царице Тамар и крепость Рабат.
Заселился в гестхаус в центре, прямо у крепости. Внутри прям музей
Вид с балкона на крепость
За день получилось 77,5 км, набор 696 м, сброс 1441 м. Продолжение во второй части.