Велопоход Сляднево-Калуга 11 июля

Накануне долго терзался куда поехать, хотелось в двухдневку, но прогнозы погоды не радовали, как альтернатива был план скататься в Туму-Касимов на общественном транспорте, но и туда хотелось не сильно. В итоге, решил поехать в однодневку по недавно придуманному маршруту:

Выезжаю утренней электричкой до Сляднево, стартую в 8 утра. Ещё в электричке продрог, поэтому ехать было реально холодно, плюс ветер был встречным. Поэтому поначалу крутил изо всех сил, чтобы согреться. Первые 5 км были езжены много раз, но вот начинаются неизведанные дорожки. С 6 км трека идет чудесная песчаная грунтовка. На удивление, много больших луж, вроде не было сильных дождей на неделе?

Тормознул на крутом берегу Суходрева:

Река Суходрев
Река Суходрев

Еду дальше. В деревне Крюково начинается грейдер, который все увеличиваясь, тянется до совхоза имени Ленина, почти вся территория которого была усадьбой Бегичево.

Усадьба Бегичево известна с XV века. До середины XIX столетия принадлежала династии калужан Бегичевых, служивших воеводами. Старинная усадьба принадлежала Бегичевым, князьям Трубецким, графам Толстым, губернатору Смирнову. В центре построек — не барский дом, а некий общественный центр, дом собраний, построенный князем Трубецким (сегодня здание занимает клуб). Последним владельцем имения был князь Евгений Николаевич Трубецкой (брат известного русского философа С.Н. Трубецкого, ректора Московского университета), купивший имение в 1906 г. Судьба последнего хозяина была тесно связана с калужским краем. Его отец Н.П. Трубецкой служил с 1876 года в Калуге вице-губернатором. Источник.

Главный дом усадьбы:

Усадьба Бегичево

Напротив военный мемориал:

Мемориал, совхоз им. Ленина

И «Чёрный Лукич»:

Пам. Ленину, совхоз им. Ленина

Дальше идет хороший асфальт. На 16 километре у щебеночного завода организован переезд через железную дорогу для БЕЛАЗов:

БелАЗ

За заводом опять асфальт. После пересечения дороги Калуга-Медынь начинается траффик и дорога довольно узкая, но идет под уклон, поэтому можно достаточно бытро ее проскочить. Проезжаю Товарково и выбираюсь на пешеходный мост через Угру:

Мост через Угру в Товарково

Виды Угры:

Угра в Товарково
Угра в Товарково

Вид на Товарково:

Товарково

От моста лезу в крутой подъём по тропинке с земляными ступеньками, рядом есть лестница, но с велом удобнее так, к церкви Рождества Христова. Построена между 1900 и 1906 годами архитектором Кадомцевым.

Церковь Рождества Христова, Товарково
Церковь Рождества Христова, Товарково

Вокруг — никого, только скучающий котик:

Выезжаю на дорогу Рудня-Кожухово. Убитый серый асфальт с чёрными свежими заплатками и такое же серое небо с чёрными тучами навевают мысли о бренности всего сущего. На гибриде сильно трясёт, мечтаю о подвесе. Заезжаю в Ярлыково посмотреть церковь Иоанна Богослова. Церковь была построена в 1866 г. помещиком, владельцем имения в соседней деревне Горбенки, Никитой Александровичом Воронцом.

Церковь Иоанна Богослова, Ярлыково
Церковь Иоанна Богослова, Ярлыково

В Горбенках асфальт заканчивается и начинается тряский грейдер. Съезд к Свинуховскому городищу не нашел — там кругом огороженные пастбища, но дорога туда видна. Решил ехать дальше. Грейдер с кусками асфальта, машины есть, навстречу проехало много самосвалов, к счастью, боковой ветер быстро сдувал пыль в сторону. В Кожухово начинается что-то типа асфальта, но я ухожу вправо на красный грейдер:

Грейдер на Железцово

Через километра 1,5 грейдер уходит вправо а на Железцово начинается грунтовка. Проезжаю сквозь село и выбираюсь через овраг к кладбищу, где находится церковь Николая Чудотворца, точнее, её остатки. Построена в 1777 году помещицей Тургеневой, стиль — барокко.

Церковь Николая Чудотворца, Железцово
Церковь Николая Чудотворца, Железцово
Церковь Николая Чудотворца, Железцово
Церковь Николая Чудотворца, Железцово

Комарики там злобные, поэтому задерживаться не стал. Обратно выезжал в объезд села, рекомендую ездить этой дорогой — она и получше и собаки не облают, и через овраг не нужно будет по сырой и заросшей колее пробираться. От села асфальт, но скоро сворачиваю на трассу бывшей ветки желехной дороги и выезжаю к трассе М3. Впереди видны терриконы Куровских шахт:

Терриконы Куровских шахт

А вокруг — поля:

Грунтовка проходит под мостом автомагистрали и затем превращается в бетонку, которая выводит на асфальт к индустриальному парку. Дорога слегка под уклон, разгоняюсь под 40 км/ч. Заезжаю в деревнбю Козлово, в музей-усадьбу «Берегиня». Мило общаюсь с хозяйкой и вписываюсь в 12-часовую экскурсию, т.к. экскурсантов было меньше заявленного. Слушаем интересную часовую лекцию о куклах-берегинях — целом культурном пласте русской истории, к сожалению, практически утерянном. В музее «живет» около 2500 кукол, 900 из которых сделано руками Раисы Яковлевны, владелицы усадьбы. Коллекция создавалась в течение 30 лет! Музей работает с 11 до 17, нужно узнавать о свободном времени заранее, т.к. можно попасть на занятые часы и придётся ждать. Есть сайт: www.usadba-bereginya.narod.ru.

Сама усадьба и дворик:

Усадьба Берегиня, Козлово
Усадьба Берегиня, Козлово

Пока был в музее прошел дождь, который и далее периодически преследовал меня. Также в Козлово есть красивая и уникальная церковь, фундамент которой имеет форму корабля. Церковь-фрегат. Храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1889 году адмиралом Семёном Яковлевичем Унковским, отсюда и форма. По рассказам владелицы музея, еще после войны между куполами были натянутые цепи, символизирующие корабельные канаты. Носом «корабля» является колокольня.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Козлово
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Козлово

Решаю не ехать в Росву по асфальту, а пробиться по рельсам и грунтовке. Вполне приличный путь, пару сотен метров придется пройти по насыпи железной дороги, но не по щебню, а рядом, даже можно ехать.

В кривой слева от пути начинается тропинка, которая затем уходит влево и превращается в грунтовку. Мимо пруда заезжаю в Яглово, а затем в Росву. В Росве есть заброшенная усадьба середины 19-го века, построенная губернатором Кречетниковым:

Усадьба Росва
Усадьба Росва

Военный мемориал в Росве:

Мемориал, Росва

Из Росвы выезжаю на трассу в Воротынск — достаточно узкая дорога без асфальтовой обочины и с большим траффиком, но мне нужно проехать по ней всего километр и свернуть на Спасс. После поворота начинается жуткий ливень с градом, еду под ним до самого монастыря, а еще хотел же на остановке переждать, когда он только начинался. Пока вкручивал ко входу в монастырь, дождь поутих, постоял там полчасика под навесом, вроде слегка распогодилось, но дождь не прекращался. Решил посмотреть и ехать, что толку ждать и так уже весь мокрый.

Спасо-Преображенский Воротынский монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Федоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным, в начале XVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

Каменная колокольня была возведена в копне XVIII в. К началу XIX в. келий и стены монастыря были утрачены. К началу XX в. от обители осталось два храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы — редкие образцы шатровой архитектуры. В 30-е гг. XX в. оба храма были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых плиты с надписями XVI в. Летом 2000 т., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители.

От монастыря открываются шикарнейшие виды на долину Оки:

На территории самого монастыря тоже красиво, кругом клумбы, лавочки, ландшафтный дизайн:

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (между 1660 и 1725) и Собор Спаса Преображения (ок. 1550):

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Собор Спаса Преображения

Дальше заехал еще на городище, но под дождем фотографировать не стал, ничего там особенного и нет — какие-то холмы поросшие травой, но в хорошую погоду можно полазить посмотреть. Из Спасса поехал в Калугу, за Угрой было сухо, но ходили тучи и периодически проливался дождь, поэтому через лес не поехал, а поехал в обход асфальтом через Черносвитино. Дорога Анненки-Силикатный очень оживленная и узкая, ехать там на веле напряжно. Перед въездом в Калугу 12-процентный подъём, заехал в 3 приёма. На монастырь смотреть также не поехал, в другой раз. К 15:40 приехал на вокзал Калуга-1, увидел отправление поезда Ташкент-СПБ. На дорогу потрачено 7:40 со всеми брулями и часовой экскурсией. На гибриде было трясковато, но везде проезжаемо. Экскурсионную часть маршрута можно расширить заездом в усадьбу Полотняный Завод, но я там бывал, поэтому не поехал.