РУЖД-2018

День 1 ст. Топиллы — Барятино

Идея проехать по заброшенной и разобранной части Рязано-Уральской ж/д Раненбург-Белёв зрела давно. В 2015 году была предпринята попытка, о удалось проехать лишь часть от Чаплыгина до Куркино.Потом не получалось. И вот только в 2018 году сложилась ситуация, при которой реализовать задуму стало возможным. Попутчиков не нашлось, поехал один. Итак, рано утром в субботу 23 июня выехал в Москву, переезд с Киевского на Москву-Товарную-Павелецкую, электричка до Узуново, пересадка, электричка наТроекурово до Топилл. В 13 дня оказываюсь на станции Топиллы ветки Ожерелье-Богоявленск. Старт отсюда, потому что без попутчиков ехать проезженное было неинтересно, а также в процессе планирования была обнаружена усадьба в Полибино, которую захотелось посмотреть. Также отсюда кратчайший путь в Куркино. На улице было за +30, но дул сильный встречный ветер, что немного спасало.
Неспеша проехал первую десятку км до села Богородицкое, в нём есть мемориал:

Мемориал в Богородицком

И церковь:

Церковь в Богородицком

Вокруг поля, с холмов видно очень далеко:

Между Богородицким и Чернавой

Ещё пяток километров и попадаю в следующее село Чернава,оно больше, есть магазины, мемориал:

Мемориал в Чернаве
Мемориал в Чернаве, пушка

Рядом пушка:

Есть и церковь Михаила Архангела, но новодел 1992 года:

Церковь Михаила Архангела в Чернаве

За Чернвой свернул в поля, нужно было свернуть с асфальта на вторую дорогу, а я свернул на первую, поэтому пришлось перебиратья через подтопленное место и промочил ноги, но на жаре ботинки довольно быстро высохли. Ещё 10 км по полям и въезжаю в маленькое село Дубки. оть и маленькое, но Ленин есть:

Ленин у магазина в Дубках

Стоит он у бывшего магаина. Пересекаю Дон, хочется купаться, у моста занято, сунулся направо в рощу, там тоже все подходы забиты, вернулся и собрался ехать дальше по треку, но окликнула компания у моста. Поговорили, предложили пива )). Поехал дадльше и нашёл нормальный заход в воду, искупался, попил чайку, посушил на солнце обувь. Места красивые:

р. Дон

Вообще, пейзажи почти не снимал почему-то. Едешь наслаждаешься, останавливатья снмать не хочется. После купалки проехал Хитрово, преодолел затяжной подъём от Дона перед Полибино и наконец заехал в село. Здесь находится усадьба Нечаевых с дворцом, рядом с которым установлена первая в мире башня гиперболоидной формы и выполненная в виде несущей сетчатой оболочки, построенная Шуховым. Шаболовская башня была построена почти через 30 лет после этой. Описание в Вики.

Усадебный дом:

Имение мецената Нечаева-Мальцова, Полибино

Флигель не влез:

Имение мецената Нечаева-Мальцова, Полибино

Первая в мире стальная сетчатая башня в форме гиперболоида вращения (патент Российской империи № 1896 от 12 марта 1899 года) была построена Шуховым для крупнейшей дореволюционной Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, проходившей с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года:

Водонапорная башня В. Г. Шухова

Второй флигель и основное здание усадьбы с торца:

Усадебный дом Нечаевых

Из Полибино еду по асфальту в сторону Берёзовки. Башня также является символом Полибино, что отражено в дорожном указателе:

Указатель Полибино в виде башни

В Берёзовку приехал около 6 вечера, позади 50 км, пора думать о ночлеге. Закупился в магазине, сфоткал храм Димитрия Солунского, построенный между 1891 и 1910 годами:

Храм Димитрия Солунского (Берёзовка)

От Берёзовки до Куркино уже проезжал в 2015 году. Километрах в семи от Берёзовки уже проходит ветка на Куликово Поле, хотел заночевать там на речке Болото, но у воды не встать, берега заросшие и плохие, название оправдано. Хоть и красиво:

р. Болото с моста РУЖД под Измайловкой

Мост через р. Болото, вид на Данков:

Вид на Лев Толстой, мост через р. Болото

Полазил и решил ехать дальше в Барятино, там тоже речка, ещё 7 км примерно.В Барятино есть магазин, но он был уже закрыт, и часовня:

Часовня в Барятино

Там тоже негде приткнуться, в итоге, нашёл место за селом на поле и заход в реку, там и заночевал. В первый день проехал чуть больше 70 км.

День 2 Барятино — окрестности села Верхоупье

В воскресенье встал рано, в 5:30 где-то и через час выехал в сторону Куркино. Во-первых, уже стало светло и тепло, во-вторых — к вечеру обещали дожди, хотел проехать грунтовые участки до них. Ещё через час доехал до Куркино, станция здесь называется Куликово Поле. Не знаю, есть ли там какое-то движение, но вокзал в хорошем состоянии:

Вокзал ст. Куликово Поле (Куркино)

Рядом памятник дважды Герою Труда Виктору Фадеевичу Соколову:

Памятник дважды Герою Социалистического Труда Соколову Виктору Фадеевичу (Куркино)

Доехал до Магнита, он открывается в 8, пока было время скатался посмотреть на станцию с разобранной стороны. Светофор бывшего подъездного пути:

Бывший светофор бывшего подъездного пути к ст. Куликово Поле

Тупик и бывший входной светофор со стороны станции Птань:

Конец линии Лев Толстой-Куликово Поле

Памятник Ленину у райлнной администрации:

Памятник В.И. Ленину (Куркино)

Там же рядом Магнит. В Магните закупился водой-едой, позавтракал и поехал дальше. В Птань решил ехать асфальтом, чтобы не терять времени, так как наличие дороги вдоль защитки ж/д было под вопросом. Заодно посмотрел храм Иоанна Богослова. Церковь построена в 1839-1845 гг, трапезная в 1892 г.:

Храм Иоанна Богослова (Куркино)

Вид на храм и мемориал, который пролетел на спуске:

Куркино

По дороге Куркино-Богородицк ехалось отлично, за Крестами свернул на Птань, стало гораздо хуже. Автомобилисты вообще накатали по полю колею, т.к. асфальт сильно разбит и местами становится вообще грейдером. Птань выглядит довольно запустело. В поисках станции кружил по навигатору и заехал в чей-то двор, спросил у девушки про вокзал, она показала куда, полез искать. Некоторые станционные постройки сохранились, возможно используются жителями:

Здание на ст. Птань

Рядом куча кирпича — остатки вокзала:

Остатки вокзала ст. Птань

Руины

Остатки вокзала ст. Птань

Остатки здания разбросаны по округе

Остатки вокзала ст. Птань

Платформа превратилась в тоннель из деревьев:

Платформа ст. Птань

Всё заросло крапивой и прочими неприятными растениями, в коротких шортах было не очень. Пока лазил, пришла девушка, у кототрой спрашивал дорогу. Оказалась дочерью бывшего начальника станции. Поговорили о местном житье-бытье, село потихоньку вымирает, работы нет, кто может — разъезжается. Узнал про дальнейшую дорогу, сказала, что есть по полю колея. Напоследок сфотографировал ещё одно здание:

Здание на ст. Птань

И поехал дальше в сторону ст. Дворики. Баывший переезд, вид в сторону Двориков:

Бывший перегон Птань-Дворики

Ехал сначала по хорошей полевой дороге, потом по более плохой, потом по травяной колее прямо возле насыпи, выехал на поле, пересёк высохший водоём, вид на насыпь в сторону Птани:

Бывший перегон Птань-Дворики

Дальше опять колея в траве:

Бывший перегон Птань-Дворики

Через какое-то время влево ушла слабо накатанная своротка, а основная колея пересекла насыпь и вывела вправо на пашню со слабым следом от машины. Попробовал ехать — не едется. Вернулся к насыпи, нужно было, конечно, вернуться и попробовать влево, но я решил пройти по насыпи. В итоге ковырялся почти километр, пока не вылез на переезд, и оказалось что слева хорошая грунтовка. Поехал дальше к Любимовке по ней. Насыпь не так уж заросла, но с тяжёлым велом идти не очень:

Бывший перегон Птань-Дворики

Наконец выехал к Любимовке:

Свято-Сретенский храм (Любимовка)

Свято-Сретенский храм в Любимовке:

Свято-Сретенский храм (Любимовка)

Насыпь РУЖД у Любимовки:

Насыпь перегона Птань-Дворики в Любимовке

За бывшим переездом уже село Турдей, в нём оказался магазин, который по воскресеньям работает до 13, успел, было пол первого. Взял кваску и отобедал на детской площадке у мемориала:

Мемориал ВОВ (Турдей)

Благо, там никого не было и была лавочка. После обеда легко докрутил оставшиеся пару км до Двориков. Вокзал там нормально сохранился:

Вокзал ст. Дворики

Даже мозаика сохранилась:

Вокзал ст. Дворики

Остатки платформы:

Платформа ст. Дворики

Сохранился кусок заборчика

Ограждение платформы ст. Дворики

Остатки здания с орнаментом в стиле вокзала:

Здание на ст. Дворики

Вид со стороны деревни, со стороны путей вокзал сильно зарос, его почти не видно:

Вокзал ст. Дворики

Вернулся на дорогу, тут же мемориал:

Мемориал в Двориках

Еду дальше, следующая станция Волово. Попытался найти дорогу через Малую Александровку вдоль насыпи, но её нет. Пришлось делать крюк по асфальту почти до Никитского и там сворачивать на грунтовку в сторону насыпи и М4, к счастью, от этой грунтовки уже есть дорога вдоль защитки и под мостом М4. Заехал в Осиново, Свято-Никольский храм 1886-1896 гг:

Свято-Никольский храм (Осиново)

Дальше до Волово был асфальт, но в горку и ветер в лицо стал очень сильным. Заехал посмотреть озеро на предмет ночёвки, но слишком людно. Заодно посмотрел церковь иконы Божией Матери Знамение, 1822 г.:

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (Волово)

Тут же, как и было обещано, ровно в 4  дня начался дожь, пришлось просидеть 3 часа на остановке и ещё час возле Пятёрки, в которой заодно скупился на ужин. В начале 9-го выехал из Волово в сторону Тёплого. Заночевал километрах в 10, недалеко от бывшего переезда дороги на Победу и о.п. 160 км прямо на насыпи. Нашлась небольшая выемка в верхней части призмы, как раз палатку поставить и немного места для хозяйственных нужд. Так прошёл второй день.

День 3. Окрестности села Верхоупье — Арсеньево

Сегодня спешить было некуда, к тому же, палатка оказалась в тени, поэтому повалялся подольше, но всё-равно выехал уже в начале 10-го. Быстренько докрутил до бывшей санции Огарёво. Сначала не сразу нашёл подход, но оказалось, что там что-то трактором ровняли рядом, кирпич что ли добывают? На станции есть жилой дом:

Жилой дом у ст. Огарёво

Хорошо, что поставил точек на треке, без них хрен бы чего нашёл. Остатки платформы:

Остатки платформы ст. Огарёво

Видны следы не-то трактора, не-то квадрика. Какое-то здание:

Остатки здания на ст. Огарёво

Всё сильно заросшее с завалами, ногу поранил веткой… Шпалы:

Ст. Огарёво

Наконец пробрался к остаткам вокзала:

Остатки вокзала ст. Огарёво

Вот, что осталось от Огарёво, вылез к велику и поехал дальше. Скоро и Тёплое, заехал в Пятёрку позватракать, опять предстоял грунтовый участок. Поехал смотреть станцию Тёплое. Тупик с мирно спящим котиком:

Тупик ст. Тёплое

Отсюда опять начинаются рельсы:

Ст. Тёплое

Здание вокзала:

Вокзал ст. Тёплое

Путевое развитие:

Ст. Тёплое

От станции поехал по дороге на Мичуринский, на перекрёстке стоит стела в честь совхоза:

Стела Совхоз Садовод

На перекрёстке направо в сторону Победы, там должна начинаться грунтовка. Но запланированной грунтовки не нашлось, поехал по другой, которая вела в нужном направлении, в итоге выехал на асфальт на Мещерино. По пути заехал на бывший разъезд Бабуринский. О разъезде ничего не напоминает. Вид с переезда на Тёплое:

Вид на Тёплое с переезда у бывш. рзд. Бабурино

Вид на Пономарёво:

Вид на Пономарёво с переезда у бывш. рзд. Бабурино

Светофоры не действуют:

Светофор М4 на бывш. рзд. Бабурино

Проезжаю Мещерино, на переезде снова фотографирую, светофор МН и проходные сфетофоры, вид на Пономарёво:

Перегон Тёплое-Пономарёво, переезд в Мещерино, вид на Пономарёво

Уже недалеко до Пономарёво, пара километров, овраг и мост через Плаву и сворачиваю с главной дорги в деревню. Железнодорожный мост через Плаву, перегон Тёплое-Пономарёво:

Мост через Плаву в Пономарёво

Вокзал станции Пономарёво не разрушен, в нём жилой дом, к нему ведёт дорога с остатками брусчатки. Пообщался с местным жителем, я так понял он там один живёт, но было 4 семьи. Подсказал место для обеда с купалкой, рассказал, что движения нет практически, вроде как последнее заглохло. Бывший вокзал:

Вокзал ст. Пономарёво

Со стороны путей подзарос:

Вокзал ст. Пономарёво

Тут даже 2 пути сохранилось:

ст. Пономарёво, вид на Тёплое

Остатки здания:

Здание на ст. Пономарёво

Местный житель также сказал, что дорога грунтами до Горбачёво есть, и я проеду, так как сухо. Съездил на речку пообедал и искупался и поехал в Горбачёво. Свернул с асфальта сразу за селом, по плану, но там плохая дорога, постепенно теряется в траве, перед оврагом совсем пропадает, пришлось напрямик его форсировать, на другой стороне уже нормально накатанная колея. Нужно было поехать по асфальту дальше и свернуть за оврагом. На фото видны водопропускная труба и входной светофор со стороны Горбачёво:

Входной светофор ст. Пономарёво со стороны Горбачёво

Оврагов было довольно много по пути. Рельсы-то на насыпи, а дорога ныряет во все низины. Очередной овраг:

Перегон Пономарёво-Горбачёво

Через какое-то время выехал, наконец, на асфальт в Савватеевке. По нему до М2, по М2 километр до поворота в Горбачёво. Там закупился на ужин и отдохнул. Народ затаривался пивком к футболу. Было часов 5 вечера, когда выдвинулся в сторону Арсеньево с расчётом заночевать не доезжая него, на карте нашёлся какой-то водоём и лес как раз. Оставалось километров 25. Но дорога с хорошим покрытием, ехалось легко, несмотря на рельеф. Горбачёво плавно перетекает в Селезнёво, которое настоящая древня — куры, гуси, козы гуляют по улице. Заехал посмотреть на руины храма Сергия Радонежского:

Руины храма Сергия Радонежского (Селезнево)

Следующая остановка через 16 километров — станция Истьино, тоже обжитая. Покошено, сараи, машины стоят:

Вокзал ст. Истьино

Вокзал с путей:

Вокзал ст. Истьино

Сами пути заросли, вил на Горбачёво:

ст. Истьино, вид на Горбачёво

Мемориальная доска о подвиге Аяцкого Михаила Кузьмича:

Вокзал ст. Истьино

Ещё 13 километров и долгожданный лес Остров перед Арсеньево, чтобы попасть к озерцу пришлось объехать его весь, но место хорошее. В пруду плещет рыба, на том берегу домики-беседки, видимо, платная рыбалка. Но дороги с этого берега нет. Тут и заночевал:

Пруд у Арсеньево

День 4 Арсеньево-Белёв-Чекалин

Утром проснулся опять рано из-за солнца, неподалёку стояла машина, приехали местные рыбаки, ловили рыбу бесплатно, ругали владельца домиков, предлагали самогон ))). Выехал в 9-м часу, отказавшись от щедпых предложений ))  Дорога по полям ведёт сначала в Астапово, а уже оттуда въехал в Арсеньево. Зато увидел какие-то старинные дома на улице Хорева:

Два старинных здания (Арсеньево)

Сделал круг по Арсенево. Традиционно, на улице Советская есть церковь Жён-мироносиц, нашёл инфу, что построена между 1980 и 2000 годами, а с виду обычный дом:

Церковь Жён-Мироносиц (Арсеньево)

Экспозиция перед краеведческим музеем:

Краеведческий музей, Арсеньево

Скульптура на пл. Ленина:

Сквер перед администрацией Арсеньево

Выбрался на главную дорогу к станции. Водонапорная башня:

Водонапорная башня (Арсеньево)

К сожалению без помойки не снять. Вокзал:

Вокзал ст. Арсеньево

На платформе кучи битого стекла. Пути, вид на Белёв:

ст. Арсеньево, вид на Белёв

Вид на Горбачёво:

ст. Арсеньево, вид на Горбачёво

Осмотрев станцию, выезжаю из города по дороге на Славный (Тула-50). Уже за посёлком переезд, всё заросло и разломано вид на Белёв:

Перегон Арсеньево-Манаенки, вид на Белёв

Через 9 километров село Миново, здесь я сворачиваю на Манаенки. Параллельно дороге шла железнодорожная ветка на Тулу-50, заехал на бывший переезд, но тут давно всё разобрано, лишь слегка угадывается, что здесь был путь:

Насыпь ветки Арсеньево-Славный (Тула-50), на Арсеньево

Через пару километров село Манаенки, одноименная станция ещё далеко отсюда. Улица Поповка, 24 — дом, в ктором останавливался Лев Толстой по пути в Оптину Пустынь:

Дом, в котором останавливался Лев Толстой, Манаенки

О чём гласит мемориальная доска:

Мемориальная доска на доме в Манаенках

На подъёме от реки Истичка стоит церковь Георгия Победоносца, построенная в период между 1884 и 1892 годами:

Храм Георгия Победоносца (Манаенки)

Отсюда до станции Манаенки ещё около 8 километров. Вокзал Манаенки:

Вокзал ст. Манаенки

Табличка довольно свежая:

Вокзал ст. Манаенки

Пути ржавые:

Вид на перегон Манаенки-Арсеньево

Сохранился деревянный сарайчик:

ст. Манаенки

Водонапорная башня:

Водонапорная башня (Манаенки)

Через пару километров выехал на трассу Тула-Белёв, в Сергеевке свернул на Веженку. Станционное здание станции Веженка:

Станционное здание ст. Веженка

Пути заросшие:

Ст. Веженка, вид на Белёв

Табличка с названием станции:

Табличка с названием станции Веженка

В деревне прямо на путях стоит комбайн Нива:

Комбайн Нива, Веженка

Напротив у частного дома стоят ГАЗ-69:

ГАЗ-69, Веженка

И ещё один раритет:

Автораритет, Веженка

Заброшенная база минеральных удобрений, Викимапия говорит про военный полигон:

Бывший полигон в/ч 30778

Дальше еду вокруг базы, через лес и выезжаю к Кургану Славы:

Курган Славы, Белёв

Фактически, часть, посвящённая РУЖД окончена, в Белёве я был, в сторону Козельска ездил и на веле, и на поезде. Поэтому дальше особо ничего не снимал, только не виденное ранее. Вид на Белёв с моста через Оку:

Вид на Белёв

Въезд в Белёв:

Знаки Белёв

в этой части Белёва не был, церковь Николая Чудотворца Часовенская, построена в 1869 году:

Николо-Часовенский храм (Белёв)

Заехал искупаться на бывшую переправу через Оку, из реки хороший вид на монастыри:

Монастыри Белёва

Затем заехал в столовую, в которой ели и грелись во время Одоевского похода, пообедал. Купил водички в дорогу и поехал в сторону Чекалина, до него около 40 километров. Дорога тяжёлая, много подъёмов, асфальт какой-то не накатистый. У многих автобусных остановок построены кирпичные туалеты, никогда такого не видел. В селе Песковатское руины храма Пресвятой Богородицы, 1780 год:

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Песковатское)

В этом же селе пообщался с дядькой, бывшим велосипедистом. Ещё один глубокий овраг, и я в Чекалине. Традиционно — закуп на ужин, поиск места для ночевки. Еле нашёл нормальный заход в воду, берега заросшие и топкие. На том месте кто-то расчистил и построил столик с лавочками, спасибо этим людям. Палатку пришлось поставить на склоне, всю ночь съезжал.

День 5 Чекалин-Калуга

Спалось плохо, утром палатка начала нагреваться, так что опяь встал рано. Предстоящей дорогой уже ездил, так что ничего там тоже не фоткал и не смотрел. В Перемышле и Калуге так же бывал не раз. Но немного опишу. Берега Оки в Чекалине, под этими кручами ночевал:

Берега Оки в Чекалине

Назад в Чекалин не поехал, по грунтовке выбался на асфальт уже за оврагом ближе к Зеленино. Вид на Чекалин:

Вид на Чекалин и храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

До Песоченского включительно шёл ремонт дороги. Перед Перемышлем заехал искупаться, виды на Перемышль:

Перемышль

Дальше уже не снимал. Класический маршрут через Корекозево, Большие Сушки, лес, СНТ, Калашников Хутор с выездом на Одоевское шоссе и спуск к Оке в Ромодановских Двориках. Там искупался и переправился на другой берег на лодке за 6(!) рублей. Крутой подъём к Старому Торгу одолел в несколько приёмов, уж очень тяжело. Затем потихоньку докатился до вокзала Калуга-1. Поход на этом можно считать законченым.

Техническая информация и статистика

Фактически проехал около 450 км. По дням примерно 70 + 80 + 110 + 105 + 75.

Фактический трек с вычищенными затупами и брулями, но без отметок достопримечательностей:

Трек планируемый с POI в части Куркино-Белёв: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=mdxiixhljrmmrhqo позже возможно перенесу точки на фактический трек.

По тратам, заброска Расторгуево-Узуново-Топиллы  — 674,50 руб. (от Расторгуево, т.к. у меня проездной Большая Москва). Выброску не считаю, т.к. ехал не сразу домой, цену билета от Калуги можно посмотреть в инете.

Остальные расходы 4177 рублей, в основном еда и питьё.

Каких-либо поломок и травм, за исключением царапин, не было.

Спасибо за внимание.